Подумаем о человеке.





Духовная природа человека

Напишите на доске большими буквами слово ЛЮБОВЬ. Попросите детей дать по одному определению любви. Например: нежная, светлая, волшебная, жертвенная. Предложите каждому назвать одно слово, которое для него связано с любовью. Например: мама, свет, страна. Все ответы запишите на доске. Все ответы считаются правильными.

Затем всем классом из записанных на доске определений напишите общее определение любви. Таким образом можно давать совместные определения любому понятию. Предложите детям завести тетрадь для подобных определений.

Диктант ценностей

Вы диктуете детям различные понятия, например: работа, семья, душа, национальность, религия, школа, друг, любовь и т.д. В течение 1-2 минут дети должны написать свое отношение к этим понятиям в одном-двух предложениях. Это задание дети могут выполнить дома, если оно покажется трудным для выполнения в классе. Затем обсудите с детьми диктанты, выявляя общие закономерности и делая выводы.

Душа и тело

Предложите детям разделить лист на две половины. На одной половине дети будут записывать какое-либо качество души, на другой — какую-либо характеристику тела. Вы можете заранее приготовить список общих вопросов о душе и теле. Например:

  • • Может ли душа болеть, а тело?
  • • Может ли душа думать, а тело?
  • • Может ли душа летать, а тело? и т.д.

Затем обсудите ответы детей. Попросите детей привести разные примеры из жизни, подтверждающие их мнения.

Близнецы

Представьте, что у вас в классе двое близнецов, похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут различать их без особого труда. Как вы думаете, почему, несмотря на всевозможные физические сходства, их различают? Перечислите все отличия, которые могут существовать между этими близнецами. Сделайте вывод, что все люди внешне похожи, то есть у всех есть голова, руки, ноги, но есть что-то неуловимое, что отличает их друг от друга. И это неуловимое составляет внутренний мир человека. Это его душа, разум, характер, эмоции, качества. Спросите детей, что, по их мнению, занимает более важное место в жизни: внешние характеристики людей или их внутренний мир?

Жил-был человек

Прочтите детям текст:

Жил-был один человек. У него была жена, четверо детей. Он очень любил путешествовать и часто брал с собой детей. С детьми он сам становился ребенком и забывал обо всем на свете. Чаще всего они путешествовали на старом автомобильчике или пешком. И хотя в дороге им приходилось нелегко, иногда даже не было хлеба, для детей эти путешествия были самыми удивительными и полными приключений днями в их жизни. Жена обычно оставалась дома, так как она не любила путешествовать, и кроме того у нее была важная работа. Она работала в банке, и на ее зарплату жила вся семья. Ее муж был художником, но зарабатывал не очень много, так как у него не хватало времени для работы или не было сил закончить начатую картину. Его картины не отличались особым своеобразием, но все-таки иногда их покупали. Он часто занимал деньги, но подолгу не возвращал долги. Он был отзывчивым и добродушным, но иногда забывал о своих словах и обещаниях.

Разделите детей на 6 групп и попросите каждую группу написать мнение об этом человеке с точки зрения:

  • • его жены,
  • • его детей,
  • • человека, которому он не вернул долг,
  • • человека, которого он поддержал в трудный момент,
  • • тонкого ценителя живописи,
  • • человека, которому он дал обещание, но не выполнил его.

Попросите одного человека от каждой группы прочесть мнение группы об этом человеке. Затем обсудите все мнения. Сравните их.





Спросите детей, можно ли составить справедливое мнение о каком-либо человеке только по какому-то одному его качеству. Можно ли составить справедливое мнение о человеке, только выслушав о нем мнение какого-либо другого человека? Каким образом лучше всего составить мнение о другом человеке? (Стать его другом и вместе с ним совершить какое-либо дело).

Догадайся, кто пришел

Дети встают в круг или садятся на стулья, поставленные в круг. Педагог предлагает каждому вытянуть карточку, которую он держит так, чтобы дети не видели, что написано на ней. Часть карточек пустая, на других написано: президент, учитель, сверстник детей, мать или отец, журналист и т.д. Потом группа детей, у которых на карточках есть надписи отходит в сторону или выходит из комнаты. Затем каждый из этой группы по очереди возвращается в круг детей, при этом он должен вести себя так, чтобы дети догадались, кто он такой.

Если дети не догадываются с первого раза, он возвращается к своей группе и, посоветовавшись с товарищами, делает новую попытку.

После того как дети догадаются, кто перед ними, они оценивают эту исполненную роль по десятибальной системе, поднимая столько пальцев, сколько по их мнению заслуживает актер.

Потом каждый из детей, стоящих в круге, должен обратиться с приветствием к тому или иному актеру в соответствии с социальным статусом его роли. Все остальные дети оценивают каждое приветствие также по десятибальной системе.

Педагог записывает количество очков, полученных каждым.

Ребенок, разыгравший свою роль, возвращается в свою группу и помогает своим товарищам разыграть их роли.

До того, как дети начнут выполнять это задание, скажите им, что их голос, жесты, слова, манера разговаривать должны меняться в соответствии с ролью, написанной на карточке. Педагог внимательно следит за детьми и, если есть возможность, записывает их голоса на магнитофон.

Кого мы уважаем

На одной половине листа дети составляют список: «Люди, которых я уважаю больше всех»; на второй — «Люди, чье уважение я хочу заслужить». Прежде чем вписывать имена, дети должны подумать об этих людях: о том, что именно вызывает уважение в этих людях, и почему их уважение хочется заслужить.

Потом, подведя черту под списками, дети пишут, в каких отношениях они состоят с людьми, которых включили в списки. Кто это: члены семьи, близкие друзья, учителя, знакомые или др. люди?

Затем дети отвечают на вопросы:

  • • Почему я их уважаю?
  • • Почему я хочу, чтобы они уважали меня?
  • • Кого труднее уважать: знакомых или незнакомых?
  • • Что такое уважение?
  • • Какую роль играет уважение в жизни людей?

Обсудив и выявив общие тенденции в ответах детей, можно сделать стенд «Кого мы уважаем».

Нужно ли уметь спорить

Разделите детей на три группы. Каждой группе дайте ситуацию и попросите обсудить ее и ответить на вопрос: как бы они чувствовали и вели себя в данной ситуации.

1. Представьте, что вы поспорили с человеком, который старше и умнее вас. Этот человек выслушивает ваши мысли с интересом и вниманием. Позже вы понимаете, что были неправы, но чувствуете, что собеседник отнесся к вам с большим уважением.

2. Представьте, что вы поспорили с человеком, который старше и умнее вас. Этот человек доказывает вашу неправоту и, поскольку он лучше знает предмет спора, ставит вас в достаточно глупое положение. Вы понимаете, что неправы, но чувствуете, что собеседник вел себя высокомерно и неуважительно.

3. Попросите детей привести пример ситуации, в которой два человека имеют противоположные мнения, но умеют уважать друг друга. Как они себя поведут? Дети могут разыграть эту ситуацию.

Дерево гармонии

Сначала каждый ребенок пишет на одном листке качества, присущие мужчинам, а на другом — качества, присущие женщинам.

Потом дети делятся на две группы: группу мальчиков и группу девочек. Эти группы обсуждают, какие качества наиболее присущи женщинам и мужчинам, и представитель из каждой группы зачитывает результаты обсуждения или записывает их на доске.

Сравните результаты работы мальчиков и девочек. Обсудите с детьми, почему качества, присущие мужчинам и женщинам, разные, как они дополняют друг друга, и почему нельзя обойтись без тех или иных качеств в жизни.

Затем попросите детей нарисовать дерево гармонии. По обе стороны от ствола дерева нужно нарисовать симметрично расположенные ветви. На каждой ветви с одной стороны дерева нужно написать какое-либо женское качество, а на симметричной ветви с другой стороны дополняющее его мужское качество.

Попросите детей ответить на вопросы:

  • • Как вы думаете, какими были бы дети, если бы их воспитывали только одни мамы или только одни папы?
  • • Если бы их учителями были только женщины или только мужчины?
  • • Что вы испытываете, когда мама проводит с вами время? Когда папа, занимается с вами?
  • • Когда вы разговариваете и советуетесь с мамой?
  • • Когда общаетесь с папой?

Из рисунков и ответов детей можно сделать стенд «Дерево гармонии».

Социальная роль

Обсудите вместе с детьми, что такое, по-их мнению, социальная роль.

Потом каждый ребенок пишет на одном листке социальные роли, которые в нашем обществе считаются женскими, а на другом — социальные роли, которые считаются мужскими.

Затем, как и в предыдущем задании, дети делятся на две группы: группу мальчиков и группу девочек и, после обсуждения в группах проводится общее обсуждение социальных ролей женщин и мужчин.

Спросите детей, меняются ли, по их мнению, социальные роли в зависимости от той страны, где живут люди. Приведите примеры социальных ролей, которые являются разными в разных странах.

Жизнь взрослых

Попросите детей взять интервью у нескольких взрослых. Можно заранее предложить детям вопросы для интервью, например:

  • • Когда вы впервые почувствовали, что стали взрослым?
  • • Мечтали ли вы стать взрослым, когда были ребенком?
  • • Чем, по-вашему мнению, взрослая жизнь отличается от детской? Какая жизнь вам нравится больше?
  • • Что, по-вашему мнению, вам недостает в вашей взрослой жизни?
  • • Сожалеете ли вы о своем детстве? Сохранилось ли в вас что-нибудь от вашего детства?
  • • Может ли взрослый быть ребенком?
  • • Как вы считаете, всегда ли взрослые правы по отношению к детям?
  • • Хотели бы вы снова вернуться в детство?

Дети должны записать все ответы взрослых и сравнить их, выявляя общие закономерности.

Мир детей

Предложите детям взять интервью у детей разного возраста. Приготовьте заранее вопросы для интервью, например:

  • • Кто такие взрослые? Что вы думаете о них?
  • • Мечтаете ли вы поскорее стать взрослым?
  • • Хотели бы вы, чтобы детство никогда не кончалось?
  • • Чем, по-вашему мнению, жизнь детей отличается от жизни взрослых?
  • • Что, по-вашему мнению, вам недостает в вашей детской жизни?
  • • Хотели бы вы попасть в город, где живут одни дети?
  • • Как вы думаете, почему многие дети так хотят поскорее стать взрослыми?
  • • Как вы думаете, почему в детстве легко мечтать о чем-нибудь чудесном, например: об умении летать или о волшебной палочке?

Дети должны записать все ответы детей и сравнить их, выявляя общие закономерности.

Затем проводится совместное обсуждение этих вопросов в классе.

Задание может выполняться парами или группами детей.

« Содержание Продолжить »




Комментарии: 1
01.01.14, 13:04
Алевтина
"ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, НА ЧТО ТЫ НАСТРОЕН"...Я желаю всем людям Земли настроить свою душу на самые светлые чувства: любовь, доброту и радость!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!