Учимся сотрудничать друг с другом.





Не урони другого

Педагог делит детей на две команды и ставит две скамейки. Потом он предлагает детям провести соревнование: какая команда быстрее добежит до скамейки и выстроится на ней.

Когда все выстраиваются на скамейках, командам дается задание перестроиться по разным признакам, например:

  • а) по росту;
  • б) по алфавиту имен;
  • в) по цвету волос так, чтобы человек с самыми светлыми волосами стоял первым, а с самыми темными — последним.

Самое главное в этом задании, чтобы дети перестраивались осторожно, помогали друг другу, и никто бы не упал со скамейки. Если кто-нибудь падает, команда получает штрафное очко.

Побеждает команда, которая перестроилась быстрее всех и без падений.

Управляя пальцами

Разделите детей на группы по четыре человека. Двое из четверки должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы. Двое других игроков становятся позади сидящих.

Затем по очереди каждый из них начинает «управлять» рукой сидящего впереди него, давая разные словесные команды. Цель стоящих за стульями — свести концы указательных пальцев своих друзей.

Проведи слепого

Разделите детей на группы. Каждая группа выбирает одного человека, который будет играть роль слепого, и ему завязывают глаза. Цель игры в том, чтобы с помощью словесных команд довести игрока с завязанными глазами от одного конца комнаты до другого так, чтобы он ни разу не споткнулся и не коснулся руками или телом ни одного предмета в комнате.

Чтобы игрок с завязанными глазами не споткнулся и не задел какое-либо препятствие, команды должны быть очень точными и продуманными. За каждое касание команда получает штрафное очко.

Побеждает та команда, которая проведет своего игрока более точно, быстро и получит меньше штрафных очков.

Человекомашины

Конструирование «человекомашин» может стать настоящим развлечением для детей. Перед этим занятием объясните детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все «части» машин.





Разделите детей на небольшие группы и предложите каждой группе сконструировать свою машину, например: стиральную, пишущую, миксер и т.д.

Вы можете продемонстрировать детям одну из машин. Например, чтобы продемонстрировать стиральную машину, попросите двух детей держаться за руки так, чтобы третий мог свободно крутиться посередине, изображая «белье», которое стирается.

После этой демонстрации группы детей конструируют свои собственные машины, а затем показывают их всему классу для угадывания.

Рассказываем истории

Предложите детям встать в круг. Один из детей говорит одно слово. Это начало предложения. Следующий добавляет свое слово и т.д., а последний человек в круге должен закончить предложение так, чтобы оно имело смысл.

Потом он называет первое слово нового предложения, и игра возобновляется.

После того как дети научатся составлять предложения, можно попробовать сочинить таким образом небольшой рассказ.

Рассказывание историй «слово-за-слово» — большая групповая игра. Сотрудничество состоит в добавлении слов таким образом, чтобы следующему человеку было легко подобрать слово, и чтобы последний человек в круге мог нормально закончить предложение.

Варианты игры:

  • • История начинается с предложения, и вместо слов добавляются также предложения.
  • • Ребенок бросает мяч тому, кто будет продолжать историю.

После игры предложите детям записать и нарисовать понравившиеся им истории. Потом можно устроить выставку работ детей.

Покажи песню

Разучите вместе с детьми детские песни. Разделите детей на несколько групп и дайте каждой группе задание выучить ту или иную детскую песенку. Вы можете раздать детям слова песни и дать им кассету с этой песней.

Потом предложите каждой группе детей сначала изобразить свою песню с помощью мимики, жестов и движений. Когда одни дети показывают, другие пытаются угадать, что это за песня. После того как песня угадана, дети исполняют ее голосом вместе с жестами и движениями.

В один из последующих дней можно устроить небольшой песенный концерт.

Музыкальные инструменты

Предложите детям представить себя играющими на разных музыкальных инструментах. Затем по очереди дети «играют» друг перед другом. Когда играет кто-либо один, другие по движениям его рук должны догадаться, на каком инструменте он играет. Потом дети делятся на группы, и каждая группа составляет небольшой оркестр. Дети договариваются между собой, кто на каком инструменте будет «играть» и какую мелодию они будут исполнять.

Когда «звучит» оркестр одной группы, остальные пытаются отгадать инструменты и мелодию.

Музыкальный оркестр

Предложите детям организовать музыкальный оркестр из самых разных инструментов — самодельных и настоящих. Можно использовать ложки, банки, бутылки, кастрюли, губные гармошки.

Дети должны выбрать дирижера, который будет указывать на то, какому инструменту вступать.

Затем между детьми распределяются инструменты. Инструменты можно выбирать по жребию. Затем обсуждается мелодия, которую будет исполнять оркестр.

После этого каждый проигрывает эту мелодию на своем инструменте. Это может быть домашним заданием.

На следующий день, когда все музыканты соберутся, начинается репетиция. Сначала можно выбрать всем хорошо знакомую мелодию, потом попробовать сочинить что-то свое.

Объясните детям, что успех работы зависит от того, как слаженно они будут работать, как каждый из них будет прислушиваться к другому, как все вместе музыканты будут слушать дирижера и т.д.

Строим город

Эта игра является продолжением игры «Найди себе дом», когда дети для себя или для своих игрушек строили дома.

Выберите вместе с детьми поляну и предложите им построить на этой поляне лесной город. Предупредите детей, что они должны строить дома и улицы города только из того материала, который они найдут на земле. Дети могут разделиться на группы, каждая из которых будет строить свой дом или любое другое здание.

Перед началом строительства предложите детям составить и нарисовать план будущего города. Напомните детям, что в городе обязательно должны быть больница, пожарная охрана, скорая помощь. Город может строиться в течение нескольких дней.

В конце строительства проведите праздник нового города. Заранее напишите сценарий праздника. Имя города выбирается совместно. Каждый предлагает свой вариант и объясняет, почему, по его мнению, городу лучше называться именно так. Затем дети пишут на листочках все понравившиеся им названия города. И из них выбирается лучшее. Затем можно провести разные конкурсы: на лучшие дом, сад, улицу, больницу.

Предложите детям населить город. Для этого соберите с детьми самый разный лесной материал: шишки, желуди, щепочки. Из этого материала предложите детям сделать жителей города, а также любые другие предметы, необходимые городу.

Попросите детей написать историю строительства города, истории из его жизни. Можно разыграть вместе с детьми какую-либо историю. Например о том, как в одном из домов города произошел пожар, но совместными усилиями жителей города, он был потушен.

Рисуем вместе

Разделите детей на несколько групп. Представитель от каждой группы вытягивает карточку с каким-либо словом, например: кот, лошадь, дом.

Каждая группа должна нарисовать совместный рисунок того, кто им достался и подписать свой рисунок. При этом каждый член группы обязательно должен принять участие сначала в рисунке, а потом в подписи. За каждого человека, кто не смог что-либо нарисовать или написать, группа получает штрафное очко.

Победитель — та группа, которая быстрее других нарисует свой рисунок, подпишет его и получит меньшее количество штрафных очков.

Нарисованная сказка

Разделите доску на две половины, а детей на две группы. Каждой группе принадлежит своя половина доски. Все члены группы поочередно подходят к доске и рисуют на ней что-нибудь небольшое, например: домик, яблоко, человечка, солнышко. Количество рисунков должно быть определено заранее.

На двух половинах доски должны быть нарисованы две цепочки из рисунков. Затем предложите каждой группе придумать небольшую сказку по цепочке, нарисованной другой группой. В сказке не должен быть пропущен ни один рисунок.

Когда рисунки будут закончены, представители от каждой группы по очереди зачитывают свои сказки, переходя последовательно от одного рисунка к другому.

Выбранное жюри решает, чья сказка интереснее.

Рисуем с закрытыми глазами

Эта игра является продолжением игры: «Если глаза закрыты». Доска при этом делится на две половины. На одной половине рисует одна команда, на другой другая. Обе команды получают рисунок одинаковой сложности, например: дом или лес.

Некоторое время команды изучают рисунок и участники команд договариваются между собой, кто что будет рисовать. Например: один — контуры дома, второй — крыльцо, третий — крышу и т.д. Когда педагог объявляет старт, первые члены команд завязывают себе глаза, идут к доске, рисуют, возвращаются обратно и завязывают глаза второму члену своей команды и т.д. Команда может помогать своему товарищу дойти до доски, найти место, где он должен рисовать, и вернуться назад. Только в тот момент, когда член команды рисует, говорить и подсказывать нельзя. Если участник команды попал мелом на чужую половину доски, он прекращает рисовать и идет на место, при этом команда получает штрафное очко. Выигрывает та команда, которая нарисует быстрее и правильнее.

На необитаемом острове

Разделите детей на группы. Каждой группе дайте большой лист бумаги. Попросите детей представить себя, оказавшимися после кораблекрушения на необитаемом острове. Они должны нарисовать свой остров на этом листе, выбрать место, где они будут жить, нарисовать себе жилье. Попросите детей подумать и записать последовательность своих действий.

Предупредите детей, что чем дружнее и согласованнее будет работать группа, тем интереснее будет окончательный результат этой работы.

У этой игры может быть много вариантов, например: дети рисуют город чудес, инопланетный зоопарк, магазин игрушек.

Дети садятся вокруг ватмана, и каждый должен сделать свой вклад. Затем каждая группа детей выбирает своего рассказчика, который знакомит всех остальных с чудесами, нарисованными на общем рисунке. Дети могут сочинить сказку или рассказ по своему совместному рисунку.

По окончанию работы устраивается выставка рисунков и рассказов.

Лилипуты и великаны

Прочтите детям какие-нибудь главы или отрывки из любой книги, где дети или взрослые становятся лилипутами или, наоборот, великанами.

Дети делятся на пары: один человек из пары становится великаном, а другой лилипутом. Таким образом половина детей становится великанами, а другая — лилипутами. Разыгрываются две ситуации:

  • 1. Лилипут попадает в страну великанов;
  • 2. Великан попадает в страну лилипутов;

Каждая пара детей должна обсудить между собой

ситуацию и ответить рисунками или сочинениями на следующие вопросы:

  • • Как вы себя поведете, если попадете в страну великанов (лилипутов)?
  • • Что вы будете делать, если к вам в дом попадет великан (лилипут)?
  • • Где и какое место для жизни вы предложите попавшему в ваш город великану (лилипуту)?
  • • Какими должны быть лилипуты, чтобы великаны не раздавили их?
  • • Какими должны быть великаны, чтобы не раздавить лилипутов?
  • • Представьте, что великан и лилипут едят за одним столом, учатся в одной школе. Нарисуйте рисунки на эти темы.
  • • Напишите сказку о дружбе лилипута с великаном.

Детям дошкольного возраста можно предложить в комнате или на песке построить кукольный город. Затем двое или трое детей становятся великанами, которым необходимо пройти через город. Взявшись за руки, они должны передвигаться очень осторожно, чтобы ничего не раздавить и не разрушить.

Можно усложнить эту игру, привязав к руке или ноге одного ребенка руку или ногу другого ребенка. Эти дети должны вместе пройти через игрушечный город, стараясь ничего не поломать на своем пути. Объясните детям, что они должны советоваться друг с другом, чтобы хорошо выполнить это задание.

Танцевальные картинки

Дети делятся на две или несколько групп. Каждая группа получает задание, которое она должна изобразить танцем. Дети могут использовать не только движения, жесты и мимику, а также различные предметы, необходимые им для создания танца-разговора.

Сначала задания могут быть небольшими. Например: создать танец леса, в котором дети должны изобразить деревья, шум ветра, сбор ягод и грибов. Если смысл танца угадывается другими группами, то танец достиг своей цели. Если не угадывается, то танцующим предлагается поработать еще над своим танцем.

Затем можно усложнить сюжеты танца, предложив детям короткие рассказы, например:«Рыбаки поехали на лодке на рыбалку. Рыба клевала хорошо, но вдруг им на удочку попалась такая огромная рыба, что она унесла их в открытое море, и они потеряли землю. Они попали на необитаемый остров, построили там шалаш и питались ягодами и плодами. Только через месяц их нашли и спасли.»

Когда дети научатся изображать сюжет танцем и пантомимой, можно предложить им самим придумать ситуацию и показать ее в танце.

Театр пальцев

Представьте, что все ваши пальцы на руках — актеры. Напишите небольшую пьесу для них. Затем распределите роли, дав имена каждому из пальцев. В спектакле могут быть задействованы два-три пальца. Вы можете украсить пальцы (кольцами, ниточками, «головными уборами», а также нарисовать на них рожицы). Попросите кого-либо из детей быть костюмером вашего театра, так как вам самим будет трудно одеть свои пальцы.

Дети могут выбрать необходимую музыку для небольшого спектакля. Вместо спектакля дети могут исполнить танец пальцев или балет пальцев.

Это задание можно выполнять несколько дней по плану:

  • 1. Написать сценарий;
  • 2. Распределить роли;
  • 3. Вместе с костюмером придумать и сделать или нарисовать костюмы;
  • 4. Подобрать музыку;
  • 5. Устроить репетицию.

Скажите детям, что спектакль должен быть не очень большим, чтобы зрители и пальцы не утомились.

Учитель заранее назначает время для спектаклей и организовывает театр пальцев. Через класс протягивается веревка, на нее накидывается простыня. Дети играют спектакль, подняв руки.

Учитель заранее узнает у детей, сколько по времени длится тот или иной спектакль, и предлагает детям вытянуть жребий, чтобы распределить, чей спектакль они посмотрят первым, вторым, третьим и т.д. На все спектакли в один день времени может не хватить, поэтому можно заранее объявить, что в день будут просмотрены два спектакля. Заранее приглашаются зрители — дети из других классов, родители, учителя. Выбирается жюри. Затем все участники этих спектаклей награждаются подарками.

Это задание можно выполнять группами. Один человек из группы пишет сценарий, другой — подбирает костюмы, третий — музыку, четвертый и пятый — играют пальцами и т.д.

Если это задание покажется очень сложным и утомительным, достаточно попросить детей представить, что их указательные пальцы — веселые человечки и придумать небольшую сценку для них.

Театр теней

Предложите детям поиграть тенями на стене. Для этого принесите настольную лампу или зажгите свечку.

Покажите детям, как, складывая пальцы определенным образом, можно получить на стене тени разных зверей и птиц. Дети, складывая в различные позиции пальцы и направляя их на стену, должны выбрать для себя, кого они будут изображать: животное, птицу или любое даже фантастическое существо.

После того как дети найдут для себя персонаж, сочините вместе с ними небольшую пьесу, где персонаж каждого ребенка будет играть роль в два-три пред-ложения. Потом можно устроить представление «театра теней».

Если детям понравится такая игра, можно записать сценарий спектакля теней, продумать, под какую музыку будут танцевать «тени», сделать ширму и показать спектакль другим детям. Потом можно предложить каждому ребенку или группам детей написать свои сценарии для «театра теней».

Чье это мнение

Педагог пишет на доске ряд вопросов на какую-нибудь тему, например:

  • • Что для вас самое главное в жизни?
  • • Легче жить с друзьями или без друзей?
  • • Каждому ли нужен друг на всю жизнь?
  • • Нужны ли вам книги и зачем?
  • • Можно ли жить, не читая книг?

Дети должны написать свое мнение на листке, не подписывая фамилий. Затем педагог собирает листки и поочередно зачитывает их. Все пытаются отгадать, кому из группы принадлежит то или иное мнение. Выигрывает тот, кто отгадывает лучше всех.

Этический кодекс

Предложите детям совместно разработать нормы и правила жизни в классе. Для этого разделите класс на несколько групп и попросите каждую группу выработать правила, которые им кажутся самыми необходимыми. После этого представитель каждой группы должен зачитать правила своей группы.

Затем из всех правил выбираются те, которые были предложены каждой группой, и составляетя этический кодекс. Его можно написать на большом листе и повесить на стену. Примерный этический кодекс:

  • 1. Выслушивать друг друга.
  • 2. Не обзываться.
  • 3. Не обманывать друг друга.
  • 4. Морально поддерживать друг друга.
  • 5. Не оставлять человека в беде.
  • 6. Быть добрым и отзывчивым.
  • 7. Уступать друг другу.
  • 8. Интересоваться делами друг друга.

Скажите детям, что с этого момента они должны стараться следовать этому кодексу, так как они сами его выработали для самих себя.

« Содержание « Вернуться  Продолжить »




Комментариев пока нет!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!