В помощь школе.





Повтори и назови другого

Игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Каждый ребенок получает какое-либо слово: название предмета, растения, цвета или любого другого понятия, изучаемого детьми в данный момент.

Все вместе дети делают три хлопка, потом педагог называет свое слово и еще чье-нибудь. Например: зеленый — красный. Потом снова делается три хлопка и ребенок, чье слово назвали, говорит свое слово и чье-нибудь еще. Например: красный — синий и т.д. Хлопками педагог регулирует темп произнесения слов, все убыстряя его. Тот, кто не успел произнести слово вовремя или назвал не то слово, выбывает из игры. Таким образом дети быстро запоминают разные понятия и названия.

Педагог делит детей на две команды и ставит две скамейки. Потом он предлагает детям провести соревнование: какая команда быстрее добежит до скамейки и выстроится на ней.

Когда педагог раздает детям слова, они должны быть предельно внимательными, чтобы запомнить не только свое слово, но и слова других детей. Эту игру также можно использовать при изучении иностранного языка.

Кто быстрее

Игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выбирается один водящий. Все дети садятся на стулья, поставленные в круг. При этом один стул остается свободным. Водящий становится в центр круга и дает каждому ребенку какое-либо название. Это может быть животное, растение или любой предмет, который в данный момент изучается детьми.

Ребенок, рядом с которым стул свободен, хлопает по нему рукой и называет одно из слов, которое получили дети. Тот, чье слово назвали, должен быстро перебежать со своего стула на свободный стул, стараясь опередить водящего. Если водящий занимает стул первым, то ребенок, чье слово назвали, становится водящим, и игра продолжается.

Угадай, что пропало

Игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выставляется ряд карточек с различными буквами или словами. Все дети закрывают глаза, и одна или несколько карточек убираются. Дети, открыв глаза, должны быстро назвать, каких карточек не хватает. Тот, кто назвал первым недостающую карточку, получает очко. Если дети учатся писать, эту игру можно усложнить. Отгадавший недостающее слово пишет его на доске. Если слово написано правильно, ребенок получает очко. Выигрывает набравший большее количество очков.





Угадай слово

Игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Один из детей, ведущий, загадывает какое-либо слово, называя его первую букву. Остальные дети пытаются отгадать это слово, задавая ему вопросы.

Например: Это мебель? Это животное? Это человеческое чувство? Ведущий отвечает на каждый вопрос словом, которое начинается с той же буквы, как и слово, которое он задумал. Например: задуманное слово — "кошка". Вопрос: это мебель? Ответ: нет, это не кровать. Вопрос: это животное? Ответ: нет, это не крокодил и т. д.

Если водящий не может подобрать подходящее слово на данную букву, он говорит вторую букву задуманного слова и т.д., пока кто-нибудь не отгадает слово. Потом отгадавший загадывает свое слово, и игра возобновляется.

Изучаем геометрические фигуры

Дети делятся на две команды. На столе педагога лежит стопка геометрических фигур. Первому человеку из каждой команды завязываются глаза и дается какая-нибудь фигура из стопки или две-три фигуры. Он ощупывает их и называет. После этого глаза завязываются второму человеку, и задание повторяется.

Побеждает та команда, которая первой и правильно назвала все фигуры.

Затем задание можно усложнить таким образом:

  • а) Фигуру не называют, а рисуют на доске с закрытыми глазами.
  • б) Фигуру рисуют с открытыми глазами, но нужно указать размеры ее сторон и вычислить примерный объем.
  • в) За определенное время, например, за десять секунд, нужно сказать, сколько у фигуры углов, сторон или граней и т.д.

Эту игру можно проводить с детьми также при изучении различных веществ, когда ребенок, получив несколько одинаковых кубиков из различных материалов, пытается на ощупь угадать эти вещества. Или, прикасаясь пальцами к разным предметам, но не ощупывая их, старается догадаться, из чего эти предметы сделаны. Его команда может помогать ему в случае затруднения, называя качества материала, например: прозрачный, крепкий, или, называя другие предметы, которые делаются из этого же материала.

Проведи мышку в норку

Дети делятся на две команды. Одна команда — мышка, другая — кошка. На доске чертится квадрат из 25 клеток, 5x5. Нижняя левая клетка заштриховывается — это норка. В верхней правой клетке рисуется мышка, а в центральной клетке — кошка.

Каждый член команды по очереди делает по одному ходу, мысленно передвигая мышку или кошку вверх или вниз, вправо или влево по клеткам, громко называя при этом, куда он идет. Сначала один ход делает член из команды мышки, потом из команды кошки и т. д. Задача команды мышки: привести свою мышку в норку, задача команды кошки: не пускать мышку в норку.

Если мышка или кошка вылезают за поле квадрата, команда получает штрафное очко, и игра начинается сначала. Если мышка или кошка попадают на клетку, которая занята, команда, сделавшая неправильный ход, получает два штрафных очка, и игра начинается сначала.

Когда команда доведет мышку до норки, она получает три очка, или, если она имела штрафные очки, их становится на три очка меньше. Потом команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Когда дети проведут мышку мысленно по нарисованному квадрату, квадрат стирают с доски и дети начинают водить мышку по воображаемому квадрату. Можно постепенно увеличивать число клеток в квадрате.

Какого цвета буквы и слова

Попросите каждого ребенка нарисовать напротив каждой буквы алфавита цветной квадратик того цвета, с которым ассоциируется у него данная буква. Затем педагог собирает листы и сравнивает ассоциации разных детей, выявляя общие закономерности.

После этого каждому ребенку дается несколько слов: существительных, прилагательных, глаголов. Педагог спрашивает каждого ребенка, какого цвета то или иное слово. Попросите детей напротив каждого слова нарисовать цветной прямоугольник того цвета, с которым ассоциируется у него данное слово.

Потом детям возвращаются их работы с буквами, и каждое слово еще раз рисуется из цветных квадратиков, соответствующих цвету букв, которые входят в слово.

Цвета одного и того же слова, нарисованного двумя способами, сравниваются и анализируются. Спросите детей, как они думают, почему цвета одних и тех же слов и букв у разных детей разные?

Куда пропали буквы

Напишите на доске алфавит, пропустив в нем несколько букв. Попросите детей в течение 1-2 минут внимательно посмотреть на алфавит и сказать, каких букв не хватает. После того как дети назовут недостающие буквы, попросите их в нескольких предложениях описать причины их отсутствия в алфавите. (Это могут быть сказочные и фантастические причины). Например:

Буквы «я» нет, потому что она все время говорила только о себе, и другие буквы поссорились с ней и перестали с ней разговаривать. Тогда букве «я» стало очень грустно, и она попросила добрую фею исправить ее характер. Добрая фея дотронулась до нее палочкой, и буква я исчезла. Но перед тем как исчезнуть, она все-таки успела крикнуть остальным буквам: «Я скоро вернусь совершенно другой, пожалуйста, не занимайте мое место!»

После того как дети выполнят это задание, попросите их поочередно прочитать свои рассказы.

Постройся по буквам и словам

Раздайте детям вырезанные из бумаги или картона разные буквы алфавита. Затем разделите детей на две группы или несколько групп. Каждая группа должна построиться по буквам алфавита, которые ей достались. Победитель та группа, которая построится быстрее.

Каждая группа должна придумать слова из своих букв и построиться так, чтобы можно было прочитать эти слова. Победитель та группа, которая придумает больше слов и сделает это быстрее.

Можно усложнить это задание, предложив детям разделиться на две или несколько групп и встать на узкие скамейки. После этого дети получают буквы и выполняют предыдущее задание. При этом варианте игры дети должны перестраиваться аккуратно. Чтобы не падать со скамейки, они должны поддерживать друг друга. За каждое падение группа получает штрафное очко.

Изобрази слово

Эта игра является вариантом предыдущей. Только дети должны не показывать, а изобразить жестами и туловищем букву, которая им досталась. Потом дети делятся на группы и придумывают слова, состоящие из тех букв, которые им достались. Дети должны подумать, как изобразить туловищем и жестами каждую букву этого слова. Группы по очереди показывают другим свои слова, а все остальные должны отгадать, какие слова показываются.

Побеждает та группа, которая придумает больше всех слов и покажет их так, чтобы их можно было прочитать.

Самое любимое на букву «А»

Разложите на столе карточки с разными буквами алфавита, надписью книзу. Попросите детей по очереди подойти к столу и вытянуть по букве. Затем предложите детям перечислить все, что они больше всего любят на ту букву, которую вытянули, например, на букву «А».

Кто едет в поезде

Нарисуйте вагон с различными буквами — пассажирами. Затем предложите детям написать рассказы о пассажирах этого вагона. Например, если в окне вагона нарисована буква «А», дети должны написать рассказы о пассажирах вагона на букву «А».

Азбука добродетелей

Разложите на столе карточки с буквами, надписью книзу. Каждый ребенок берет себе одну — две карточки и придумывает хорошие качества, которые начинаются с данных букв. В эту игру можно играть группами. Каждый ребенок из группы вытягивает одну карточку. Побеждает та группа, которая придумает и напишет за определенный промежуток времени больше качеств.

Затем попросите каждого написать небольшую сказку про качество, начинающееся с буквы, которая ему досталась, и нарисовать ее. Из написанных детьми сказок и рисунков получится «Азбука добродетелей».

Веселые декламации

Эта и несколько следующих шутливых игр помогают детям научиться быстрее запоминать стихи наизусть. Эти игры развивают способность сосредоточиваться при слушании и запоминании стихов.

Разделите детей на две группы. Раздайте каждой группе по стихотворению. Каждая группа должна встать спиной к другой группе. По сигналу обе группы одновременно начинают читать вслух свое стихотворение. Затем каждая группа должна сказать, какое стихотворение читалось другой группой.

Угадай по строчке

Один из детей выходит из комнаты. Между всеми остальными распределите слова из двух-трех строчек какого-либо хорошо известного всем стихотворения. Когда отгадчик входит, по команде все хором произносят свои слова. Вошедший должен отгадать, из какого стихотворения эти слова.

Что это за стихотворения

Двое детей выходят из комнаты, и каждый из них выбирает себе для декламации какое-нибудь небольшое всем известное стихотворение. Потом они пробуют прочитать их вместе, чередуя слова одного и другого стихотворения: слово из одного, слово из другого и т.д.

После небольшой тренировки они входят в класс и декламируют свои стихи всем. Дети должны отгадать, что это за стихи. Победитель тот, кто догадается первый.

Заколдованные буквы

Разделите детей на несколько групп. Каждая группа получает по одной согласной букве и должна составить одно или несколько предложений. Объясните детям, что буквы, которые они получили, заколдованы, и поэтому все слова в предложении, которое они составят, могут начинаться только на данную букву.

Потом каждая группа должна составить небольшие рассказы. Каждое предложение в этих рассказах должно начинаться на заданную букву.

Затем предложите каждой группе ответить на вопросы так, чтобы в каждом слове ответа была определенная согласная буква.

Примерные вопросы:

  • • Кто собрался в путешествие? (В имени каждого участника путешествия должна быть буква «Т») Таня, Тарас, Матвей.
  • • В каких городах побывали путешественники? (В названии каждого города должна быть буква «М»). Мадрид, Минск, Магадан, Миасс, Краснокаменск.
  • • Что везли с собой туристы? (В названии каждой вещи должна быть буква «Р»). Рюкзаки, рыбу, краски, топор.
  • • Чем угощали гостей? (В названии каждого продукта должна быть буква «С»). Суп, сыр, селедка, пастила.

Побеждает та группа, которая придумает больше слов и предложений за более короткий срок.

Абракадабра

Это шутливая игра на запоминание слов, значения которых дети изобретают сами.

Дети делятся на две группы. Каждая группа должна написать на листочках непонятный набор из пяти — семи слов, например: капернаума карвела парена и т.д. Затем представитель одной группы читает запись в быстром темпе, а другая группа должна запомнить или записать этот набор слов. После этого свои слова зачитывает вторая группа.

Потом обе группы должны объяснить письменно, что обозначают слова, придуманные их соперниками. Представители от каждой группы по очереди зачитывают объяснение каждому слову.

Выигрывает та группа, которая правильнее запомнила слова и придумала наиболее интересные объяснения. Для оценки работы групп можно выбрать жюри.

Перескажи наоборот

Дети делятся на пары или на две команды. Один из детей или одна из команд говорят несколько логически связанных предложений, например:

«Автобус сломался. Все пассажиры вышли на дорогу в надежде уехать на другом автобусе. По дороге проехал автобус, но он был полный. Только несколько человек смогли уехать на нем».

Затем другая команда или второй человек из пары пересказывают этот рассказ в обратном порядке, а затем придумывают свой рассказ или продолжение первого.

Рассказ в обратном порядке: «Только несколько человек смогли сесть в переполненный автобус. Остальные же остались на дороге, так как их автобус сломался».

Шуточные рассказы

Предложите детям шуточную игру для разрядки. Дети делятся на две команды. Члены первой команды пишут на отдельных листочках несколько самых разных прилагательных, например: шумный, длинный, веселый, замечательный. Другая команда составляет текст, каждый член команды по одному предложению. Но этот текст должен быть без прилагательных. Например:

«Я проснулся утром. На улице было солнце. Мама приготовила завтрак.»

После этого листочки с прилагательными отдаются команде, составившей текст, и текст зачитывается с прилагательными. Если текст короткий, дети могут использовать не все прилагательные, а только некоторые из них.

Потом команды меняются ролями. Получится много самых разных веселых вариантов.

Рассказ на одну букву

Раздайте детям чистые листы. Затем выберите какую-либо букву. На заданную букву дети должны написать: название страны, название города, название реки, имя писателя, художника, животное, растение, музыкальный инструмент.

Например, буква «А» (Англия, Афины, Ангара, Андерсен, Айвазовский, антилопа, астра, арфа).

Победитель тот, кто справился с заданием быстрее, придумав на заданную букву все необходимые слова.

Потом каждый придумывает короткий рассказ, используя все слова, которые он нашел. Попросите детей записать и нарисовать свои рассказы.

В эту игру можно играть командами. Тогда побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием и придумает больше слов.

Короткий рассказ

Разделите детей на небольшие группы по три-четыре человека. Каждая группа получает небольшой рассказ без названия из 12-15 предложений. Дети должны:

1. Передать содержание рассказа своими словами в трех-четырех фразах таким образом, чтобы каждый человек в группе сказал по одному предложению. Необходимо отбросить мелочи, детали и сохранить самое существенное. Смысл рассказа не должен быть искажен.

2. Придумать такое название к этому рассказу, чтобы в нем была отражена основная мысль.

Выигрывает та группа, которая быстрее справится с заданием, и чей рассказ и название будут самыми точными.

Лучший оратор

Дети делятся на две команды. На доске пишутся три-четыре темы выступления, например: любимое занятие, какая профессия лучше, что я думаю о друге и т.д.

Каждая команда выбирает из своих членов по одному оратору на каждое выступление, и ей дается несколько минут перед каждым выступлением, чтобы посоветоваться, о чем лучше говорить.

В течение пяти минут каждый из ораторов должен привести убедительные и интересные доводы на заданную тему. Каждый оратор должен зажечь публику своими словами и привлечь ее внимание к предмету выступления. Дети могут поддерживать удачные моменты выступления аплодисментами.

Можно выбрать жюри, которое будет оценивать выступление каждого оратора.

Затем можно устроить школьный конкурс на лучшего оратора.

« Содержание « Вернуться  Продолжить »




Комментариев пока нет!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!