Кто ты такой.





Дерево жизни

Попросите детей нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

  • • Корень — цель и смысл вашей жизни;
  • • Ствол — ваше представление о себе;
  • • Ветви — те качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания;
  • • Плоды — те качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания;

Обсудите вместе с детьми «деревья жизни», выявляя общие тенденции и делая выводы. Хорошо, если дети сами придут к мысли, что какова цель нашей жизни, таковы очень часто и ее плоды.

Таблица самооценки

Предложите детям нарисовать таблицу из трех колонок, озаглавив их «всегда», «иногда», «никогда». Продиктуйте разные качества: честность, доброта, уверенность, верность, смелость, надежность и т.д.

Пусть дети подумают о том, обладают ли они перечисленными качествами и в какой мере. Если ребенок считает, что он всегда добр, он должен поставить звездочку под заголовком «всегда»; если он иногда проявляет смелость, он должен поставить звездочку под заголовком «иногда» и т.д.

Подобные схемы предлагайте детям заполнять время от времени. По ним легко проследить, как меняется самооценка ребенка. Сделанные схемы учитель собирает.

Интервью с самим собой

Запишите три плохих качества, от которых вам бы хотелось избавиться, или три таких качества, за которые вас ругают и упрекают наиболее часто. Из этих трех выберите одно самое неприятное для вас качество, например, зависть.

А затем попробуйте поговорить с завистью или возьмите у нее интервью. Можно предложить детям вопросы для интервью:

  • • Почему ты поселилась во мне?
  • • Какие цели ты преследуешь?
  • • Нравишься ли ты себе? Почему?
  • • Не хотела бы ты измениться?
  • • Как ты думаешь, я тобою очень дорожу?
  • • Что тебе нравится во мне?

Предложите детям написать на бумажке качество, которое они выбрали, и положить его в определенное место, например, в спичечный коробок или в конверт, так, чтобы его всегда можно было вытащить и поговорить с ним, как только оно появляется. Дети могут записывать свои разговоры.

Через неделю спросите детей, что изменилось в них после подобного задания и считают ли они это задание нужным для работы над собой?

Мир внутри меня

Предложите детям написать все, что им нравится в себе, на одной половине листа, а на второй — все, что не нравится. Потом предложите детям нарисовать все свои плохие и хорошие качества в виде человечков или каких-нибудь существ. Пусть дети попробуют сочинить небольшие рассказы о своих качествах. Если это задание окажется сложным, можно сначала ответить на вопросы о качествах:





  • • Опишите, у кого какой характер.
  • • Кто с кем дружит и почему?
  • • Кто с кем ссорится и почему?
  • • Кто приходит к вам чаще всего?
  • • А кто, наоборот, появляется очень редко?
  • • Кто, что любит делать?

Пусть дети разработают план, как с помощью своих хороших качеств они могли бы избавиться от отрицательных качеств. Предложите детям повторять это задание время от времени и завести тетрадь с названием «Мир внутри меня», куда они будут записывать все истории о своих качествах и все, что с ними происходит.

Знаю ли я себя

Запишите имена и фамилии каждого человека на отдельных листках. Сверните листки так, чтобы их нельзя было прочитать. Сложите свернутые листки в коробку и пройдите по классу, предлагая каждому ребенку вытянуть один свернутый листок. Прочитав ее, ребенок не должен никому говорить имя, написанное на ней.

Если кто-то вытянул свое имя, он может, сложив обратно вытянутый листок, вытянуть другую бумажку.

Теперь каждый ребенок должен составить краткое описание того, чью фамилию и имя он вынул, предварительно подписав это имя сверху листочка. Нужно описать внешность, привычки, характер, способности, вкусы этого человека. Педагог собирает все описания, а затем просит каждого составить описание себя самого. Когда дети выполнят это задание, им раздаются листочки с их портретом, который был написан другим ребенком. После этого два описания сравниваются, и детям предлагается подумать над всеми различиями. Затем обсудите с детьми возникшие у них чувства при выполнении этого задания. Спросите детей, может ли это задание помочь им избавиться от какого-то недостатка или увидеть в себе и в других достоинства, которые они раньше не замечали.

Можно продолжить задание и предложить детям, чтобы каждый из них выбрал кого-нибудь в классе и попросил его сделать свое описание. Тогда дети могут сравнить три описания. Можно попросить родителей на родительском собрании сделать описание своих детей и предложить детям сравнить это описание с предыдущими.

Отгадай, кто какой

Подготовьте карточки на всех детей. В каждой карточке напишите десять строчек, которые нужно заполнить, отвечая на вопросы. Предупредите детей, что они могут не подписывать на карточке свое имя. Примерные вопросы:

Написать имя того из группы

  • • Кто никогда не опаздывает_______.
  • • Кто никогда не кричит_______.
  • • Кто всегда очень вежлив с другими_______.
  • • У кого самый красивый голос_______.
  • • У кого голубые глаза_______.
  • • Кто самый веселый и шутливый_______.
  • • Кто самый серьезный_______.
  • • Кто самый честный_______.
  • • Кто самый добрый_______.
  • • Кто самый справедливый_______.
  • • Кто самый умный_______.

Вопросы можно написать на доске. Затем дети должны в течение 10 минут вписать имена в карточку. Педагог может собрать карточки и на следующем занятии рассказать о результатах. Или он собирает карточки и зачитывает ответы, и все вместе дети решают, правильно или нет выполнено задание. Побеждает та карточка, на которой больше всего правильных ответов.

Мой смешной портрет

Предложите детям нарисовать самих себя. Попросите их придумать необычные названия для отдельных частей своего тела — смешные, серьезные, сказочные, какие только придут на ум. Придуманные названия дети должны подписать на рисунке. Можно вообразить, что все части тела умеют разговаривать, дружить и ссориться, петь песенки или сочинять сказки, что они могут не слушаться или злиться и т.д.

Затем попросите детей рассказать о своих рисунках, объясняя, почему они так назвали разные части своего тела, и рассказать истории из их жизни.

Что я умею и не умею

Попросите детей разделить лист на четыре колонки. Первую колонку озаглавить — «лучше всего я умею». Вторую — «я не очень хорошо умею». Третью — «больше всего я хочу научиться делать». Четвертую — «вот, что мне для этого нужно». Затем попросите детей заполнить эти колонки, написав в каждой, как минимум, по четыре пункта.

Предложите детям обсудить вместе с родителями полученные результаты, а также постарайтесь сами обсудить эту таблицу индивидуально с каждым.

Что я люблю

Предложите детям нарисовать альбом о том, что они больше всего любят:

  • • Мое любимое время года
  • • Мое любимое животное
  • • Место, где я люблю бывать
  • • Мое любимое занятие
  • • Мой любимый фильм
  • • Моя любимая книга
  • • Мой любимый вид спорта
  • • Моя любимая одежда
  • • Моя любимая игра
  • • Мой любимый цвет и т.д.

Каждая страница альбома должна быть посвящена какой-либо отдельной теме.

Предложите детям рисовать подобные альбомы каждый год. По ним очень интересно и легко проследить, как с возрастом меняются вкусы детей.

Дети могут рассказать другим о себе, пользуясь своими альбомами. Еще интересней, попросить кого-то рассказать о другом, пользуясь его альбомом.

Я в будущем

Предложите каждому представить и нарисовать себя в будущем. Дети могут нарисовать свой портрет, свое занятие, свою семью, свой дом и т.д. Из рисунков можно сделать стенд: «мы в будущем» или «наше будущее».

Можно продолжить это задание, предложив детям представить себя, попавшими на машине времени в будущее на сто или пятьсот лет вперед. Когда дети нарисуют свой портрет, занятие и свой дом в двадцать пятом или в каком-нибудь другом веке, интересно будет сравнить рисунки.

Когда я был маленьким

Предложите детям вспомнить и нарисовать себя маленькими. Предложите им вспомнить самые хорошие моменты в своей жизни и нарисовать их.

Затем предложите им вспомнить грустные моменты и тоже нарисовать их.

Спросите детей, что легче вспоминается: веселое или грустное, плохое или хорошее. С какого возраста они помнят себя?

Заветное желание

Предложите детям загадать любое желание и представить, что оно исполнилось. Дети должны записать свое желание, а затем нарисовать, как оно исполнилось.

После того как все дети нарисуют свои исполненные желания, предложите им, поочередно показывая рисунки всех детей, угадать по рисункам, какими были желания у других.

Можно провести эту игру несколько раз в год. В конце года попросите детей еще раз внимательно просмотреть свои рисунки и выбрать одно самое заветное для них желание.

Самый страшный страх

Предложите детям нарисовать страх и сочинить про него историю. Затем обсудите с детьми каждый рисунок и рассказ. Спросите у детей, есть ли у них свой собственный страх и как он выглядит. Попросите детей нарисовать страхи, которые были у них раньше, когда они были маленькими, и рассказать про них истории.

Через некоторое время спросите детей, остались ли у них их старые страхи. Это задание можно предлагать детям время от времени.

« Содержание « Вернуться  Продолжить »




Комментариев пока нет!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!