Мир животных.





Животный мир и человек

Разделите доску пополам. Попросите детей в правой части доски написать характеристики человека, в левой — характеристики животных. Объясните детям, что они должны написать не физиологические, а только психологические характеристики.

Попросите двух детей выйти к доске и записывать все ответы других детей в соответствующих колонках. После того как таблица будет составлена, легко перейти к обсуждению темы: «Что отличает людей от животных».

Можно попросить детей составить индивидуальные таблицы, а затем сравнить результаты.

Если детям сложно самим справиться с этим заданием, можно продиктовать им различные характеристики, такие как:

  • • выражение себя в творчестве,
  • • способность делать выбор,
  • • способность делать научные открытия,
  • • умение представлять картину своего будущего,
  • • действие согласно инстинкту,
  • • знание истории,
  • • чувство совести, осознания своих поступков,
  • • неспособность к обучению языкам,
  • • неспособность к поиску и пониманию истины,
  • • умение заботиться о своих детях и др.

По мере зачитывания этих понятий дети должны подумать, какие из них относятся к людям, а какие к животным и, записывая их, ставить перед ними буквы «Ч» или «Ж». Сравните результаты этого диктанта понятий.

Чье это поселение

Представьте себя журналистами, наблюдающими за поселением каких-либо животных. Затем каждый пишет в журнал статью об этом поселении.

После этого представьте, что редакция журнала отправляет вас понаблюдать за жизнью людей в каком-либо поселке. По возвращении вы также пишите статью. Затем предложите детям сравнить эти две статьи и сделать выводы о том, что отличает людей от животных.

Угадай, кто я

На столе у педагога лежат карточки с изображением разных животных. Каждый по очереди подходит и берет одну карточку. Затем каждый ребенок пытается изобразить животное, которое он вытянул, остальные дети стараются догадаться, кого он изображает. Тот, кто догадался первым, получает карточку. Набравший наибольшее количество карточек выигрывает.

Если нет карточек с изображениями животных, можно показывать своих любимых животных; детям более старшего возраста, можно предложить показать домашних и диких животных, животных Африки или животных лесов Средней полосы и т.п.

Опиши животное

Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными животными. Потом каждый ребенок из первой группы пишет на доске качества, которыми обладает его животное. Члены его группы могут помогать ему, но при этом никто не должен называть внешние признаки животного, такие как: цвет шкуры, наличие игл или хвоста, количество лап и т.п.





Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком животном идет речь. Можно задавать дополнительные вопросы, также не касающиеся внешних признаков. Потом группы меняются ролями.

Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными животными, но при этом открытки повторяются так, чтобы у трех-четырех детей, сидящих в разных местах, были одинаковые животные.

Каждый составляет описание своего животного. Затем попросите детей по очереди зачитать свои описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое животное. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберете изображения одного и того же животного в разные моменты жизни.

Когда это задание выполняют дети младшего школьного и дошкольного возраста, они, наоборот, описывают и угадывают животное по его внешним признакам.

Эти же задания можно выполнять на примере цветов, деревьев, насекомых и т.д.

Самое необыкновенное животное

Дети по очереди вытягивают карточки с названиями или рисунками разных животных или птиц. Затем им предлагается ответить на следующие вопросы:

  • • Почему это животное живет в странах только с тем или иным климатом?
  • • Почему у этого животного такое имя?
  • • Без чего это животное не могло бы жить?
  • • Какой характер у этого животного?
  • • Что в этом животном самое необыкновенное?

Заранее педагог готовит информацию о животных, чтобы дополнить ответы детей, после того как они выполнят это задание. Предложите детям дома написать рассказ о животном, которое было изображено на их карточке.

Что мы знаем о животных

Дети встают в круг. Педагог задает вопросы:

  • • Каких диких животных вы знаете?
  • • Каких домашних животных вы знаете?
  • • Перечислите отличия между дикими животными и домашними.
  • • Перечислите сходства между ними.
  • • Чем питаются хищники?
  • • Чем питаются домашние животные?

Вопросы задаются по очереди. Дети по кругу отвечают на заданный вопрос. За каждый правильный ответ ребенок получает очко. Победитель тот, кто набрал очков больше всех.

Затем проводится второй тур игры, и педагог предлагает детям более сложные вопросы, например:

  • • Чем отличаются зайцы от кроликов?
  • • Если корова окажется в дремучем лесу, станет ли она дикой?
  • • Почему кошки много спят?

Ребенок получает очко не только за правильный ответ, но и за самый остроумный ответ.

Потом проведите еще один тур игры и попросите детей перечислить условия:

  • • необходимые для жизни домашних животных;
  • • необходимые для жизни морских животных;
  • • необходимые для жизни диких животных и т.д.

По очереди дети называют, объясняют и доказывают необходимость тех или иных условий в жизни животных. За каждый правильный и за каждый интересный ответ ребенок получает очко.

Победители всех трех туров объявляются знатоками животных и награждаются.

Подобные игры хорошо проводить с детьми при изучении растительного мира, мира птиц или любой другой темы.

Домашние и дикие животные

Разделите детей на две группы. Одна группа — "домашние животные", а другая — "дикие животные".

Обе группы за определенное время должны написать все преимущества, а затем все трудности своей жизни.

Затем представители каждой группы зачитывают свои списки. Побеждает группа, результаты работы которой наиболее интересны.

Это задание дети могут выполнять индивидуально. В этом случае каждый ребенок должен описать преимущества и трудности жизни сначала домашних, а затем диких животных.

Кто где живет

Дети вытягивают карточки, на которых написаны разные географические места обитания животных: лес, долина, поле, море, океан, река, озеро и т.д. Каждый ребенок должен вспомнить по крайней мере пять животных, обитающих в том или ином месте. Это задание выполняется детьми на время.

Дети встают в круг. Педагог спрашивает всех детей: "Какие животные живут в лесу?" Дети один за другим быстро перечисляют этих животных. Замешкавшийся ребенок выходит из круга. Побеждает ребенок, оставшийся в круге последним. Затем педагог задает другой вопрос, и игра возобновляется.

Лесные характеры

Попросите детей написать на листочках:

  • • кто в лесу самый главный,
  • • кто в лесу самый хитрый,
  • • кто в лесу самый сильный,
  • • кто в лесу самый добрый и т.д.

Затем листочки собираются, и ответы детей зачитываются. Дети должны отгадать, кому из них принадлежит то или иное мнение. Затем попросите детей объяснить свои мнения. Очень интересно сравнить мнения разных детей. В конце этого задания можно сделать вывод, выявляя общие закономерности в ответах детей.

Эту же игру можно провести, изучая с детьми обитателей степи, пустыни, моря.

Представь себя животным

Попросите детей представить себя разными домашними животными. Каждый ребенок должен написать на листочке, какое животное он представляет, и ответить на вопросы:

  • • Какая у вас самая любимая еда?
  • • Где вы больше всего любите спать?
  • • Что больше всего любите делать?
  • • Любите ли вы играть с людьми, гулять?
  • • Любите ли вы, когда вас моют?
  • • Умеете ли плавать?

Затем соберите все листочки и зачитайте их детям. Дети должны отгадывать, о каком домашнем животном идет речь в том или ином случае.

Некоторые дети в группе могут представлять одно и то же животное. В этом случае все дети отгадывают, кто автор тех или иных ответов.

Кормим зверей

Дети вытягивают карточки с заданием нарисовать, а затем попытаться сделать кормушки для зверей и птиц. Например, кормушки для зайцев, белок, лосей, дятлов, синиц и т.д.

Это задание дети могут выполнять группами. Каждой группе дается одинаковое задание. Затем каждая группа должна защитить свой проект кормушки и доказать его достоинства.

Перед этим заданием обсудите с детьми, какие кормушки удобны для тех или иных зверей и птиц. Для успешного выполнения этого задания дети должны внимательно изучить жизнь тех или иных зверей и птиц.

Затем кормушки, придуманные и нарисованные детьми, можно сделать и установить в лесу.

Сказки о животных

Напишите на доске в столбик различные качества, например: доброта, нежность, трудолюбие, смелость, упорство, и попросите детей напротив каждого качества написать разных животных, которые, в их представлении, соответствуют этим качествам.

Например: трудолюбие — дятел; доброта — белка, зайчиха; нежность — лебедь. Дети могут написать несколько животных.

Затем каждый выбирает себе одного животного и соответствующее ему качество и доказывает свой выбор, написав сказку, рассказывающую о том или ином качестве животных, и нарисовав к ней иллюстрации.

Пирог для зверей

Предложите детям испечь пирог какому-либо зверю: слону, медведю, змее. Для этого они должны придумать рецепт и записать его, а затем нарисовать или даже приготовить свой пирог.

Из рисунков можно сделать выставку: «Угощаем животных».

Все рецепты предложите детям записать в альбом и назовите его кулинарной книгой для животных.

Дом для моего любимого животного

Каждый ребенок рисует и описывает дом для своего любимого животного. Он должен подумать, какая в этом доме будет посуда, мебель и т.д. Когда рисунки будут готовы, каждый по очереди рассказывает о своем рисунке, не называя хозяина дома. Остальные дети должны догадаться, для кого этот дом.

Потом можно устроить выставку или конкурс рисунков: «Дом для братьев наших меньших».

Город зверей

Как продолжение предыдущего задания можно предложить детям нарисовать город зверей, в котором будут жить все вместе животные из предыдущего задания.

Дети должны подумать, кто будет управлять городом, будет ли там больница, школа и т.д. Можно разделить детей на группы и каждой группе дать отдельное задание. Одна группа детей, например, обдумывает и рисует школу для зверей, другая — больницу. Потом дети рисуют город все вместе на одном или нескольких листах ватмана.

Необыкновенные животные

Попросите детей вообразить животное, которое никто никогда еще не видел, и нарисовать его. Затем необходимо дать ему имя и описать его повадки и характер.

Потом каждый должен рассказать другим о придуманном им животном. Дети могут задавать рассказчику любые вопросы об этом животном.

Затем можно сделать стенд рисунков и рассказов: «Наши необыкновенные друзья».

« Содержание « Вернуться  Продолжить »




Комментарии: 1
19.08.13, 11:07
Александра Иванова
Интересный рассказ.
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!