Красота природы.





Природа и я

Предложите детям закончить предложения:

  • • Когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую_______.
  • • Солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне_______.
  • • Море волнуется и пенится, как_______.
  • • Капли дождя на стекле, словно_______.
  • • Облака сегодня такие пушистые и нежные, будто_______.
  • • Я иду босиком по земле, и мне кажется, что мои ноги_______.
  • • Я дотрагиваюсь до капелек росы на деревьях и чувствую, как_______.
  • • Этот цветок так благоухает, что_______.
  • • Это дерево такое огромное,что когда я смотрю на его вершину, мне кажется, будто_______.

Разделите детей на две группы. Дети из первой группы по очереди читают только ту часть предложения, которую они составили сами. Дети из второй группы должны догадаться, из какого предложения была прочитана фраза.

Предложите детям нарисовать самые яркие из своих образов. Потом каждый ребенок показывает свои рисунки, а остальные пытаются догадаться, о чем говорится в рисунке.

Затем проводится конкурс работ детей. Все оценивают рисунки и образы по десятибальной системе, поднимая вверх столько пальцев, сколько, по их мнению, заслуживает работа данного ребенка.

Из работ детей делается общий стенд: «Природа и мы».

На лугу

Эту игру хорошо проводить с детьми на лугу или на поляне. Во время прогулки понаблюдайте вместе с детьми за жизнью разных насекомых: бабочек, стрекоз, мух, кузнечиков, пчел и т.д. Потом каждый ребенок должен выбрать насекомое, которое ему понравилось больше всего, понаблюдать за ним, дать ему имя, например, кузнечик Миша или бабочка Красавица, и составить рассказ о его жизни.

Когда дети выполнят это задание и снова соберутся вместе, каждый должен рассказать о своем насекомом, называя его только по имени. Остальные ребята пытаются угадать, о каком насекомом идет речь. Рассказ можно вести от своего имени, представив себя бабочкой или кузнечиком. Можно добавлять к рассказу жесты или показать его в виде пантомимы.

На следующем после прогулки занятии можно нарисовать насекомых, которых дети увидели, и продолжить игру. Разделите детей на пары и предложите им составить диалоги от имени насекомых, короткие рассказы о том, как они встретили друг друга на лугу, или небольшие сценки. Если детям трудно справиться с этим заданием, педагог берет несколько рисунков и сначала составляет диалоги или рассказы сам, показывая рисунки.

Например: Встречаются на цветке пчелка и кузнечик.

— Здравствуй, сестрица, послушай мою песенку.





— Некогда мне тебя слушать, мне надо нектар собрать с этого цветка.

— Но эта песенка как раз про то, какой этот цветок красивый.

— Дело не в красоте, а в сладком нектаре.

— Но цветку так понравилась моя песня о его красоте, что он сразу наполнился сладким нектаром...

Эту игру можно провести командами. Ребята делятся на две или несколько групп. Выигрывает та группа, которая составит больше рассказов про разных насекомых. Потом можно предложить детям составить общий рассказ для группы и разыграть его. Если сценки получатся интересными, можно составить из них небольшой спектакль и показать его другим детям.

Эту игру можно провести и в комнате, предварительно показав детям слайды или иллюстрации с различными насекомыми, сопровождая их рассказами, сказками и стихами.

Опиши цветок

Разделите детей на две группы. Все дети из первой группы получают по открытке с разными цветами, растениями или деревьями. Потом каждый ребенок из первой группы пишет на доске качества и признаки, которыми обладает его растение. Члены его группы могут помогать ему, но при этом не должно называться само растение.

Дети из второй группы по качествам должны отгадать, о каком растении идет речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может догадаться сразу. Потом группы меняются ролями.

Другой вариант игры, когда всем детям раздаются открытки с разными цветами, растениями или деревьями; но при этом открытки повторяются так, чтобы у трех-четырех детей, сидящих в разных местах, были одинаковые растения.

Каждый составляет описание своего растения. Затем попросите детей по очереди зачитать сделанные ими описания, а все остальные пытаются отгадать описываемое растение. Очень интересно сравнить различные ощущения детей, особенно, если вы подберете изображения одного и того же растения или дерева в разные времена года.

Вы пришли в лес

Дети вытягивают карточки с различными лесными ситуациями. За несколько минут дети должны написать, что они предпримут в своей ситуации. Примерные ситуации:

  • • На лесной опушке вы неожиданно встречаете медведя.
  • • На одной из лесных тропинок вы находите птенцов, но гнезда, из которого они выпали, поблизости нет.
  • • Началась гроза, а вы заблудились.

Затем все листочки собираются. Педагог по очереди зачитывает ситуации и ответы детей. Дети пытаются отгадать имя попавшего в ту или иную ситуацию.

Можно разделить детей на группы и каждой группе дать одинаковые ситуации. Побеждает та группа, которая найдет более интересный выход из той или иной ситуации за более короткое время.

Можно предложить одну и ту же ситуацию всем детям. Затем интересно сравнить ответы детей, так как в них очень ярко будут отражаться их характеры.

Если в лесу беда

Попросите детей быстро ответить на вопросы. Педагог диктует вопросы, а дети сразу же должны писать свои ответы. На каждый ответ дается не больше трехпяти минут. Например:

  • • Если все птицы улетят из леса, что произойдет с другими его обитателями?
  • • Если деревья к весне не распустятся?
  • • Если осенью листья не опадут?
  • • Если засохнут все лесные ручьи?
  • • Если в лесу не будет насекомых?
  • • Если летом все время будут идти дожди?
  • • Если в лесу не будет лесника?
  • • Если в лесу не будет ягод и грибов?
  • • Если зимой не будет снега?

Если дети затрудняются ответить на вопросы быстро, педагог может сначала продиктовать все вопросы, а затем дать время на обдумывание.

Это задание может выполняться группами детей. Результаты ответов групп сравниваются. Побеждает группа, которая ответила на вопросы быстрее и интереснее.

Этажи леса

Попросите детей представить, что лес — это многоэтажный дом. Каждый ребенок должен написать сочинение на тему: "Кто на каком этаже живет в лесу". Дети могут нарисовать многоэтажный дом и расселить в нем обитателей леса. Побеждает самый интересный многоэтажный дом. Затем дети должны рассказать другим о своем многоэтажном лесном доме и объяснить, почему они решили поселить тех или иных обитателей леса на разные этажи дома.

Это задание дети могут выполнять группами.

После того как дети выполнят это задание, задайте им вопросы:

  • • Что вы предпримите, если на первом этаже вашего дома случится пожар?
  • • Если зальет верхний этаж дома?
  • • Если сломается одна из стен дома?
  • • Если в доме будет очень холодно?
  • • Если в доме не будет воды?
  • • Если жители разных этажей дома перессорятся между собой?
  • • Если в дом зайдут нежданные гости?

Попросите детей написать план спасения жителей лесного дома в той или иной ситуации.

Как мы спасаем лес

Попросите детей представить себя лесниками. Затем предложите им ситуацию: в лесу начался пожар. Дети должны написать план спасения леса от пожара.

Это задание дети могут выполнять группами. Побеждает тот, чей план лучше.

Ситуации могут быть самыми разными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т.д.

Лесные хозяева

Это задание является продолжением предыдущего. Попросите детей представить себя лесниками. Дети должны написать первые три дела, которые они осуществят в своем лесу. После того как дети выполнят это задание, попросите их написать подробный план выполнения каждого из этих дел. Затем листочки детей собираются и зачитываются вслух. Из всех ответов детей можно сделать стенд: "Как мы спасаем лес".

Сходите вместе с детьми в лес и постарайтесь выполнить вместе с ними какие-либо пункты из их планов.

Познакомьте детей с лесником. Попросите лесника рассказать детям о своей работе. После похода в лес дети зарисовывают свои впечатления.

Выращиваем растения

Предложите детям провести опыт. Каждый из них должен поставить луковицу в банку с водой. В течение некоторого времени дети должны наблюдать за своими луковицами, записывать и зарисовывать свои наблюдения. Через некоторое время дети приносят результаты своих наблюдений. Все вместе дети обсуждают общие закономерности роста луковиц, делают выводы и отвечают на вопросы:

  • • Почему некоторые луковицы "худеют", а некоторые нет? От чего это зависит?
  • • Зависит ли рост зелени из луковицы от того, в какую банку ее поставили?
  • • Зависит ли рост зелени из луковицы от освещения и температуры в комнате?
  • • Нужно ли каждый день менять воду в банке?
  • • В каких условиях зелень почти не появляется?

Подобные наблюдения можно провести с любыми комнатными растениями или цветами.

Кто живет в грибном домике

Дети вытягивают карточки с названиями или рисунками разных грибов. Затем предложите детям представить себя насекомыми, живущими под этими грибами. Дети должны описать и нарисовать свою жизнь в грибном домике, рассказать о преимуществах своего домика, о его местонахождении, его семье и лесных соседях, его друзьях и врагах.

Педагог заранее собирает информацию о грибах, чтобы дополнить ответы детей, после того как они выполнят это задание.

Как найти дорожку

Такую игру-инсценировку можно проводить с детьми младшего школьного и дошкольного возраста, используя при этом небольшие рассказы и сказки о природе и животных.

Дети становятся в круг. Педагог раздает всем детям карточки. На одной карточке нарисован дом — это лесная сторожка, на другой — мальчик или девочка, на остальных различные животные, насекомые, цветы и деревья.

Каждый получает по карточке. Потом ребенок или несколько детей, у которых на карточке нарисованы мальчики и девочки, выходят из комнаты, а тот, у кого на карточке нарисована избушка, прячется. Остальные ребята договариваются о ходе игры.

Дети, у которых на карточках деревья и цветы, могут изображать их или просто держать свои карточки так, чтобы всем было видно, кто они такие. Дети, у которых на карточках животные, птицы и насекомые, договариваются друг с другом об очередности и затем все вместе зовут детей, вышедших из комнаты.

Когда дети входят, к ним, например, прыгает зайка и говорит:

— Здравствуйте, я — Зайка-попрыгайка!

Дети отвечают ему стишком:

Зайка, Зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.

В последней строке слово дедушка может заменяться на бабушку, если карточка с домиком досталась девочке.

— Это очень просто, — говорит заяц. — Сначала понюхайте, где пахнет грибами, и идите туда. Потом запахнет цветами, там будет поляна, идите через поляну. После поляны будет пахнуть лисьей норой, обойдите этот запах справа или слева, он очень опасный. А когда запахнет дымом, идите на этот запах, там и сторожку найдете.

Во время рассказа заяц обходит детей, у которых в руках карточки с грибами или цветами, и показывает на них или просто касается их рукой.

— Нет, заяц, — отвечают дети, — у нас носы не такие чуткие, мы по запахам не можем дорогу отыскать, придется еще кого-нибудь спросить.

Вперед выходит, например, белка.

— Здравствуйте, я — Белка — рыжий хвост.

Ребята отвечают:

Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.

— Прыгайте вон на ту березу, — отвечает белка, — с нее на осину, с нее на сосну, а потом на дуб высокий. С верхушки дуба видна сторожка.

Рассказывая, белка тоже по очереди касается всех деревьев, на которые она предлагает прыгать детям.

— Спасибо, белка, но мы не можем прыгать по деревьям, как ты, — отвечают дети, — лучше мы еще кого-нибудь спросим.

Таким образом, разные звери, насекомые и птицы предлагают детям разные пути, соответствующие их образу жизни. Сова, например, предлагает дождаться ночи, потому что ночью она лучше видит. Лиса предлагает сначала забежать на заячью поляну, может удастся зайчонка поймать, а потом бежать через поле, где мыши живут — вдруг удастся мышонком поживиться. Бабочка предлагает перелетать с цветка на цветок и т.д. Игра длится до тех пор, пока кто-нибудь не покажет детям прямую дорожку к сторожке. Это может быть пчелка, которая живет у дедушки на пасеке, или дедушкин пес, или скворец, для которого дедушка повесил скворечник на березе возле дома.

Когда сторожка найдена, игра заканчивается. Сначала педагог помогает детям играть их роли и подсказывает им слова, но когда дети привыкают, они сами могут добавлять те или иные слова к своим ролям. Можно усложнять ситуацию, например, перед тем как попасть в сторожку, детям нужно перебраться через ручей, и они тоже спрашивают разных зверей и птиц, как это сделать.

Можно перед игрой прочитать детям рассказы о жизни леса или небольшие сказки о природе.

Когда ребята привыкнут к этой игре, можно сделать костюмы и разыграть спектакль перед другими детьми.

Дотронься до радуги

Включите спокойную музыку и попросите детей представить, что они дотрагиваются до радуги, солнца, звезды, дождя, облака.

Можно предложить детям выполнить это задание во время прогулки на природе и потом описать или нарисовать свои ощущения.

Из рисунков и рассказов детей устраивается выставка: «Дотронемся до радуги и звезд».

Альбом природы

Когда вы идете с детьми на прогулку или экскурсию, предложите им такое задание: вы говорите фразу о чем-нибудь, что вокруг вас. Например: «Мне кажется, что облака сегодня напоминают белые острова в океане» или «Лес такой зеленый и веселый, что хочется поскорее войти в него». Следующий ребенок должен продолжить эту тему, то есть что-либо сказать об облаках или о лесе. И так по кругу. Должно получиться красочное и разнообразное описание какого-либо предмета или явления окружающего мира. После того как дети выполнят это задание, предложите им по возвращении домой или в класс записать все, что говорилось о том или ином предмете или явлении, и нарисовать его.

То, что дети записывают, не всегда совпадает с описанием, составленным всеми вместе, но это упражнение будит образное мышление ребенка, и рассказы детей получаются красочными. Это задание можно выполнять и в комнате, глядя в окна. Постепенно в альбоме появляются рисунки и описания разных явлений природы, и в конце года можно устроить выставку альбомов природы.

С детьми младшего возраста тоже можно проводить эту игру, но каждый из них должен сказать по одному слову, характеризующему данное явление. Например: облака пушистые, как вата, похожи на снежные горы, мягкие и т.д. Если ребенок не может подобрать слова, другие дети или педагог помогают ему. Хорошо, если ребята могут посмотреть на облака или на деревья, лежа на траве или на песке. Таким же образом можно рассмотреть любой пень, цветок, муравейник и по возвращению с прогулки нарисовать его.

Что ты увидел

Во время прогулки или экскурсии предложите детям следующую игру. Выбирается какой-нибудь не очень отдаленный объект: забор, лужа, стог сена, дерево.

Дети бегут на время до этого объекта и обратно, все вместе или по очереди. Потом они должны записать или рассказать все, что они смогли увидеть, пока бежали туда и обратно. Дети постарше могут бежать все вместе, а потом в течение пяти минут написать на листочках все, что они увидели.

За быстроту каждый получает очки; а также и за каждое явление или предмет, которые ребенок увидел и записал, он получает очко, поэтому выиграть может не самый быстрый, а самый наблюдательный. Набравший наибольшее количество очков получает приз.

Дети младшего возраста могут бежать по очереди, на время, а потом в течение одной минуты рассказать, что они увидели. Система оценки та же самая.

Пока один ребенок бежит и говорит, другие дети должны увидеть и запомнить, как можно больше, но если они во время бега не будут смотреть по сторонам, им не удастся запомнить много.

Это задание можно повторять время от времени, так как дети после этой игры более внимательно смотрят на окружающий мир и пытаются вспомнить или увидеть все, что они забыли или не успели сказать.

О чем говорят цветы и деревья

Во время прогулки на поляне предложите детям представить себя цветами на лугу и подумать, о чем могут разговаривать два цветка или цветок и пчела.

Во время прогулки в лесу предложите детям представить себя деревьями и подумать о том, что говорят и думают деревья и другие жители леса; о чем говорят два листочка на ветке дерева и т.д.

После прогулки дети могут описать и нарисовать то, что они представили.

Книга дерева

Каждый ребенок выбирает себе дерево. Это дерево может быть возле школы, по дороге домой или в парке.

В течение года, хотя бы раз в неделю, ребенок наблюдает за деревом, записывает и зарисовывает все, что он увидел: как дерево себя чувствует, какие у него листья и ветви в разное время года, кто живет на нем и прячется между его корней или под корой и т. д. Также в этот альбом можно записывать все легенды, сказки, стихи, свои размышления и беседы с деревом — все, что связано с выбранным ребенком деревом. Из таких записей и рисунков получается книга дерева. В конце года можно устроить выставку работ детей.

Точно также можно составить книгу поляны. Это задание можно выполнять коллективно. Во время прогулки на поляне каждый ребенок должен найти что-то самое красивое и интересное: Растение, цветок, бабочку, муравьев. После прогулки каждый рисует и пишет небольшой рассказ о том, что он увидел. Эти рисунки и рассказы собираются в один альбом — книгу поляны.

Таким же образом можно написать и нарисовать книги озера, сада, огорода, цветов. Дети очень любят читать и рассматривать свои книги.

Волшебные запахи природы

Во время прогулки предложите детям остановиться, закрыть глаза и понюхать, чем пахнет солнце. Когда на улице есть ветер или идет дождь, и дети пережидают его под навесом, предложите им закрыть глаза и понюхать, чем пахнет ветер или дождь. Потом каждый по очереди говорит о своих ощущениях. Точно также можно постараться почувствовать запахи лунного света, звезд, леса, реки, ручья.

После прогулки дети рисуют запах солнца, дождя, лунного света, леса.

Поочередно дети показывают всем остальным свои рисунки, и все отгадывают, что это за запах и чему он принадлежит. Можно сделать стенд: «Волшебные запахи мира».

Разговоры с природой

Во время прогулки на поляне или в лесу дайте детям задание выбрать себе цветок, растение или дерево и поговорить с ним. Каждый должен задать по крайней мере четыре вопроса выбранному дереву или цветку и «услышать» или представить их ответы.

Потом дети записывают и рисуют то, что они услышали.

Попросите детей по дороге в школу или домой поговорить с солнцем, облаком, землей, цветами, горами, звездами.

Из рисунков и рассказов детей делается стенд: «Наши разговоры с миром природы».

Найди себе дом

Перед прогулкой в поле, лесу или парке скажите детям, что их вдруг заколдовал волшебник, и каждый из них стал ростом со свой мизинец. Дети должны во время прогулки найти себе дом. Это может быть мышиная норка, цветок, лопух, пень или любое другое укрытие. Дети могут сами построить себе дом из травинок, палочек или бересты. Дети должны будут подумать, на чем они будут спать и что будут есть, с кем будут дружить и от кого прятаться.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут взять с собой на прогулку маленьких куколок, машинки или солдатиков и построить или найти дом для них.

По возвращении с прогулки дети рисуют свои дома и пишут небольшие рассказы о них или рассказывают устно по своим рисункам. Из рисунков и рассказов можно устроить выставку.

Откуда появились цветы

Прочтите детям сказки или легенды о том, как появились на свет разные цветы. А потом попросите их придумать и написать небольшую сказку или историю о том, как появился на свет их любимый цветок. Перед этим можно поиграть в игру: «Я садовником родился» или в игру, когда каждый загадывает свой любимый цветок и описывает его качества, а остальные пытаются догадаться, что это за цветок.

Если ребенку сложно придумать сказку самому, можно помочь ему, начав сказку и попросив его продолжить ее.

Например, как появился василек:

«Жил-был мальчик Вася. Он очень любил цветы. И больше всего на свете хотел научиться их языку. Однажды, когда Вася поливал розы в своем саду, одна из роз прошептала ему: «Если ты хочешь услышать наши сказки и разговоры, приходи ночью в сад. Сюда приходит фея цветов, и своей волшебной палочкой она может совершить любое чудо. Ты попроси ее превратить тебя в какой-нибудь цветок, которого еще нет на свете. Она очень добрая и обязательно выполнит твое желание...»

Затем все написанные детьми истории и сказки перепишите в альбом. В течение года можно написать несколько подобных книг-альбомов о том, как появились на свет те или иные растения, деревья или животные.

Представь себя дождем

Дети делятся на пары. Первый ребенок из пары закрывает глаза и протягивает руки ладошками вверх, другой пальчиками по ладошкам показывает, какой идет дождь: мелкий грибной, теплый, ласковый, летний или осенний, грозовой ливень и т.д. Педагог может включить соответствующую музыку и сначала сам говорить, какой идет дождь.

Потом дети в паре меняются местами, и теперь первый ребенок показывает на ладошках другого, какой идет дождь, а второй должен догадаться, какой дождик к нему пришел.

Предложите детям закрыть глаза и представить себя деревом: на сильном ветру, под дождем — мелким и ливнем, под снегом, в жаркий день и т.д. Включите спокойную музыку и предложите детям выразить свои ощущения в движениях. Затем предложите детям представить себя огнем, водой, воздухом, солнцем и т.д. Можно попросить детей выразить свои ощущения в рисунках.

Танец рук

Дети закрывают глаза, включается тихая музыка. Скажите детям: «Расслабьтесь и представьте, что ваши руки волшебные. Они могут стать крыльями птицы, ветвями дерева, ветром, дождем или травой. Слушайте музыку и разрешите своим рукам танцевать так, как они хотят.»

Предупредите детей, что они должны полностью расслабиться и позволить рукам делать то, что они хотят, стараясь как бы со стороны наблюдать за их движениями.

Затем спросите детей, что они чувствовали во время этого танца.

Потом дети могут нарисовать или описать свои ощущения.

Защита окружающей среды

Разделите детей на пары. Первый человек из пары пишет не менее пяти предложений на тему: «Как люди должны заботиться об окружающей среде». Другой — «Как люди уничтожают окружающую среду».

Затем дети делятся на группы таким образом, что первый человек из пары попадает в первую группу, а второй — во вторую. Каждая группа из предложений детей составляется общий рассказ по этим темам.

Представители каждой группы зачитатывают результаты своих обсуждений. Эти результаты записываются на доске.

Дети должны найти к каждому пункту результатов обсуждений первой группы соответствующий пункт из результатов обсуждений второй группы. Таким образом может быть выработан прекрасный план защиты окружающей среды.

Если детей много, для более эффективной работы их можно разделить на четыре или на шесть групп.

После этого каждый ребенок рисует наиболее понравившееся ему предложение и пишет сочинение на тему: «Окружающая среда и я».

Из рисунков и сочинений детей можно устроить стенд: «Чем мы можем помочь нашей природе».

« Содержание « Вернуться  Продолжить »




Комментариев пока нет!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!