Мир цвета радуги.





Красный, желтый, голубой

Дети встают в круг и вытягивают вперед руки со сложенными вместе ладошками. Педагог или ведущий ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные предметы или игрушки. Предметов может быть один или несколько по цветам радуги, если детей много. При этом педагог говорит каждому ребенку:

Красный, желтый, голубой,
Выбираю цвет любой...

Когда педагог обходит всех детей, все вместе дети говорят:

Красный, желтый, голубой,
Выбираем цвет любой...

При этом те, у кого в ладошках есть цветные предметы, должны выбежать на середину круга. Если этих детей семь, они встают в середине круга в ряд по порядку цветов радуги. Потом педагог говорит:

«Давным-давно наша земля была пустынным и раскаленным небесным телом, не было на ней ни растительности, ни воды, ни тех прекрасных красок, которые так украшают ее. И вот однажды задумал Бог оживить землю, рассыпал он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил Солышко согреть их своим теплом и светом, а Воду напоить их живительной влагой.

Солнышко принялось согревать землю, вода поить, но семена не всходили. Оказалось, что они не хотели расти серыми, но вокруг них была только серая однотонная земля, и других красок не было. Тогда Бог повелел разноцветной радуге-дуге подняться над землей и украсить ее.

С тех пор радуга-дуга появляется всякий раз, когда солнышко светит сквозь дождик. Встает над землей и смотрит, много ли разного цвета у земли, красиво ли она украшена. Сейчас мы расскажем цветам радуги, много ли разного цвета у земли, и красиво ли она украшена.»

Первый из детей называет свой цвет — красный. (Если детей мало, и в центре круга только один ребенок, то игра повторяется семь раз, пока все цвета радуги не будут использованы.) Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т.д. Названия не должны повторяться. Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре.

Если играют дети, которые хорошо умеют считать, то каждый ребенок, чей цвет разыгрывают, должен посчитать, сколько предметов его цвета было названо, или это может сделать педагог.





Потом интересно обсудить с детьми, почему того или иного цвета больше или меньше на земле.

После игры дети могут нарисовать рисунки о том, как радуга-дуга расскрасила землю.

Разноцветные сказки

Эта игра является продолжением предыдущей. Из названных предметов того или иного цвета составляется сказка. Сказку можно сочинять по-разному:

1. Начало игры повторяется вновь и тот, кто вышел на середину круга, говорит первое предложение сказки своего цвета, а каждый в круге говорит по одному предложению по очереди. Педагог помогает в случае затруднения или заканчивает сказку.

2. Сказку начинает и заканчивает тот, кто выиграл, когда разыгрывали какой-либо цвет, а все ребята по очереди говорят свои предложения.

3. Все ребята делятся на семь цветов радуги, и каждая группа сочиняет сказку своего цвета.

4. Каждое предложение сказки начинается с нового цвета, по порядку цветов радуги, таким образом получается «радужная» сказка.

5. Дети садятся, и каждый сам сочиняет и рисует сказку того цвета, который ему больше всего нравится, используя в ней предметы, которые были названы во время игры.

Эту сказку можно назвать голубой, желтой, зеленой — в зависимости от заданного цвета. Попросите детей нарисовать сказку, используя не только этот цвет, но и его разнообразные оттенки.

В конце этой работы сделайте выставки рисунков и сочинений детей.

Найди цвет

На столе раскладываются десять или больше цветных квадратиков. Дети делятся на две группы. Одна группа детей выходит из комнаты. Остальные берут часть квадратиков со стола и прячут их так, чтобы синий квадратик обязательно находился рядом с синим предметом в комнате, а зеленый — рядом с зеленым. Прятать можно только на тех и в тех предметах, которые видны в комнате. Нельзя, например, спрятать зеленый квадратик в зеленый пенал, который лежит в красном портфеле.

Те, кто водят, сначала должны догадаться, сколько квадратиков и какого цвета спрятано, а потом они ищут эти квадратики, спрашивая:

— Синий цвет в кармане синих брюк?

— Зеленый цвет на зеленом цветке?

Остальные отвечают: да или нет.

За каждый не названный и не найденный квадратик водящие получают штрафное очко. Кроме того засекается время поисков. Побеждает тот, кто нашел быстрее всех и получил меньше штрафных очков.

Отгадай цвет

Один из детей выходит из комнаты. Другие загадывают какой-либо цвет и договариваются, как выразить его жестами. Например, загадывается красный цвет.

При этом одна девочка теребит свой бантик красного цвета, другой ребенок изображает пламя, а третий пытается показать, что у него по ноге течет красная кровь. Водящий по этим движениям должен отгадать загаданный цвет.

В эту игру можно играть группами; тогда побеждает та группа, которая быстрее отгадает, какой цвет был задуман.

Самый красивый цвет

Заранее подготовьте и раздайте каждому десять разноцветных квадратиков. Предложите детям расставить квадратики по цветовому предпочтению, то есть на первое место дети должны поставить квадратик с цветом, который им нравится больше всего и т.д. Затем попросите детей объяснить, почему те или иные цвета нравятся им больше или меньше.

После этого попросите детей нарисовать или назвать разные предметы и явления, которые имеют их любимый цвет.

Цветной рассказ

Попросите детей вспомнить, написать или нарисовать 1-2 предмета по тому цветовому ряду, который они составили в предыдущем задании.

Предложите детям составить цветовой рассказ о предметах, которые они написали. Потом можно нарисовать эти рассказы и устроить выставку рассказов и рисунков детей.

Что какого цвета

Попросите детей быстро записать, какого цвета те предметы, которые вы будете называть. Дети должны ставить номер слова по порядку и писать цвет. При этом предупредите их, что вы будете говорить быстро, и если они не знают, какой цвет выбрать, то могут только поставить номер слова и не писать цвет. Называя слова, подбирайте и простые слова, цвет которых не вызывает сомнений, например: снег, трава; и более сложные словосочетания, например: клавиши пианино, глаза кошки в темноте; и неоднозначные, например: закат, вода, тигр.

Дети младшего возраста могут цвет каждого слова не писать, а отмечать цветными карандашами, ставя черту карандашом того цвета, которому соответствует слово, и пропускать строку, если они не знают, какой цвет выбрать.

Педагог может заранее приготовить карточки с количеством клеток, равным количеству слов, и разноцветные квадратики. Перед каждым ребенком кладется карточка и куча квадратиков. Каждый должен закрыть все клеточки цветными квадратами, соответствующими называемым словам.

Можно видоизменить игру и предложить детям быстро ответить на вопросы: что бывает зеленого, голубого, красного, желтого цвета? Предупредите детей, что они должны написать только один предмет данного цвета. Затем соберите листочки и проанализируйте результаты. Обратите внимание детей на самые необычные ассоциации.

Оттенки цвета

Попросите детей написать все оттенки цветов, которые им известны, например: пурпурный, бежевый, бардовый, цвет морской волны, пунцовый, багряный, алый, цвет хаки, палевый, кофейный, шоколадный, цвет слоновой кости, стальной, золотистый, серебристый и т.д. Победитель тот, кто написал большее количество оттенков.

Затем устройте диктант оттенков следующим образом: вы называете разные оттенки, а дети называют предметы этих оттенков.

Затем, называя разные предметы, попросите детей написать или назвать их цвета, например: какого цвета черника, баклажаны, лесная гвоздика, небо вечером и т.д.

Соберите листочки, проанализируйте результаты и обсудите их с детьми.

Есть ли цвет у стихов

Прочитайте детям несколько стихотворений разных поэтов и попросите их определить, какой цвет имеют эти стихи. Ребята должны обосновать свой ответ.

Можно предложить детям послушать одно и то же стихотворение в исполнении разных людей или самих ребят.

Затем спросите их, меняется ли цвет у стихотворения в зависимости от того, кто его читает, и, если меняется, то как и почему. Это же задание можно провести с песнями.

Цвет музыки

Включите спокойную музыку и предложите детям представить, какого она цвета. Можно дать детям послушать несколько разных небольших музыкальных отрывков.

Затем попросите их рассказать о своих ассоциациях или нарисовать их. Сравните результаты работы детей, выявляя общие закономерности.

Склеивая рисунки детей, выполненные при прослушивании того или иного музыкального произведения, можно получить цветовые картины музыки и устроить выставку: «Рисуем музыку».

Почему тоска зеленая, а мечты розовые

Попросите детей объяснить значение выражений, использующих названия цветов, например: зеленая тоска, серая жизнь, белые ночи, белый стих, розовые мечты и т.д. Потом зачитайте всем работы детей, обращая внимание на наиболее оригинальные и образные объяснения. Предложите детям нарисовать рисунки к тем объяснениям, которые им понравились.

Цвет радости и печали

Раздайте детям карточки с заранее написанными чувствами, например: радость, счастье, тоска, грусть, тревога и попросите их написать цвета, которые ассоциируются у них с этими чувствами. Затем проведите этот эксперимент по-другому. Раздайте детям карточки с разными цветами и попросите их написать чувства, с которыми у них ассоциируются данные цвета. Проведите анализ результатов эксперимента.

Таким образом можно выявить самый радующий, успокаивающий, волнующий и т.д. цвет для данной группы детей.

Можно сделать очень интересные стенды: «Цвета доброты, радости, любви»

Есть ли цвет у боли

Попросите детей вспомнить и представить острую боль, смех, удивление — самые разные состояния и эмоции, которые они когда-либо испытывали. Затем попросите детей представить, какого цвета эти состояния и нарисовать их.

Затем соберите все рисунки и, показывая их поочередно, предложите детям угадать, какое состояние выражено тем или иным цветом. Отгадывать можно командами.

Цветовая викторина

Проведите с детьми «Цветовую викторину». Дети могут участвовать в викторине группами.

1. Какие географические «цвета» вы знаете? («Цвета» в названиях морей: Черное, Красное, Белое, Желтое; рек, озер, гор и т.д.) Выигрывает тот, кто найдет больше названий за определенный срок.

2. Вспомните авторов и их книги, в названиях которых употребляется тот или иной цвет. («Белый Пароход» Ч. Айтматов; «Белый клык» Д. Лондон; «Голубые дни» И. Соколов-Микитов)

3. Назовите перечень предметов или понятий по порядку цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

  • а) из мира вещей;
  • б) из мира растений;
  • в) из мира минералов;

Выигрывает тот, кто быстрее справится с этим заданием.

4. В русском языке очень много слов, обозначающих цвета и их оттенки. Эти слова даются по ассоциации с разными предметами и явлениями окружающего нас мира. Назовите цвета, происходящие от названия:

  • а) плодов (абрикосовый, малиновый, вишневый, морковный, свекольный, лимонный и т.д.)
  • б) минералов (бирюзовый, изумрудный, рубиновый, жемчужный и т.д.)
  • в) животных и птиц (тигровый, цвет слоновой кости)
  • г) цветов, растений и деревьев (васильковый, салатовый и т.д.)
  • д) металлов (золотистый, бронзовый, стальной и т.д.)
  • е) продуктов (кофейный, шоколадный и т.д.).

5. Прочтите стихи или песни, в текстах которых упоминается какой-нибудь цвет.

Откуда взялся этот цвет

Шуточная игра. Ребята делятся на несколько групп. Педагог пишет на доске несколько «непривычных расцветок», например: голубой арбуз, зеленые уши, фиолетовая коза и т.д., и просит ребят дать правдоподобное объяснение этим «непривычным расцветкам». Побеждает группа, давшая наиболее интересные объяснения.

« Содержание « Вернуться  Продолжить »




Комментариев пока нет!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!