О творчестве И. Бунина.

Обсуждение с детьми тех или иных моментов творчества писателей и поэтов, а также их произведений мы предлагаем сочетать с музыкой, показом слайдов и репродукций картин, чтением стихов и отрывков из прозы.

Такой комплексный подход дает детям прекрасную возможность глубже почувствовать источники вдохновения писателя, а также ощутить неразрывную связь творчества со всеми явлениями окружающего мира, пробуждающими душу человека.

Приведенную ниже схему урока можно использовать при обсуждении творчества любого писателя или поэта. Мы предлагаем насколько уроков, посвященных жизни и творчеству русского писателя Ивана Алексеевича Бунина.

Схема урока:
  • 1. Покажите детям репродукции или слайды картин художников.
  • 2. Во время показа репродукций или слайдов прочитайте детям стихи И. Бунина и отрывки из его повестей и рассказов.
  • 3. Попросите детей ответить на вопросы и выполнить задания, предложенные в конце каждого отрывка.
  • 4. Домашнее задание: описать или нарисовать свое состояние или ощущение от той или иной обсуждаемой темы.

Тишина просторов.





Репродукции или слайды картин:

И. Левитан "Озеро", "Над вечным покоем"; А. Куинджи "Полдень. Стадо в степи", "Лесное озеро. Облако".

Глубина неба

Солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор в тени, а я (совсем, совсем один в мире) лежу на его зеленой холодеющей траве, глядя в бездонное синее небо, как в чьи-то дивные и родные глаза, в отчее лоно свое. Плывет, и круглясь, медленно меняет очертания, тает в этой вогнутой синей бездне высокое, высокое белое облако... Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте, в поднебесном просторе, в близости с Богом и белокрылыми ангелами, обитающими где-то там, в этом горнем мире!..

  • • Нарисуйте бездонную глубину неба, в которую смотрел мальчик.
  • • Знакомы ли вам его чувства?
  • • Что испытываете вы, когда, лежа на земле, смотрите на небо? Возникает ли у вас желание совершить небесное путешествие?
  • • Представьте, что вы летите по небу на облаке. Опишите и нарисуйте свое путешествие.
  • • Как вы думаете, почему, смотря на небо, многие люди начинают чувствовать присутствие Бога?

Шире, грудь, распахнись для принятия

Чувств весенних — минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!

 





Ты, высокое небо, далекое,

Беспредельный простор голубой!

Ты, зеленое поле широкое!

Только к вам я стремлюся душой.

Наедине с тишиной

Младенчество свое я вспоминаю с печалью. Каждое младенчество печально: скуден тихий мир, в котором грезит жизнью еще не совсем пробудившаяся для жизни, всем и всему еще чуждая, робкая и нежная душа...

Может быть, мое младенчество было печальным в силу некоторых частных условий? В самом деле, вот хотя бы, что я рос в великой глуши. Пустынные ПОЛЯ, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом — море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание... Но грустит ли в тишине, в глуши какой-нибудь сурок, жаворонок? Нет, они ни о чем не спрашивают, ничему не дивятся, не чувствуют той сокровенной души, которая всегда чудится человеческой душе в мире, окружающем ее, не знают ни зова пространств, ни бега времени. А я же и тогда знал все это. Глубина неба, даль полей, говорили мне о чем-то ином, как бы существующем помимо них, вызывали мечту и тоску о чем-то мне недостающем, трогали непонятной любовью и нежностью неизвестно к кому и чему...

  • • Хотели бы вы родиться и жить в глуши, подобно мальчику из рассказа?
  • • Согласны ли вы с тем, что любое младенчество печально? Помните ли вы свои детские годы?
  • • Расскажите разные эпизоды из вашего детства. Как вы воспринимали окружающий мир, когда были совсем маленькими?
  • • Как вы думаете, какая "сокровенная душа" чудится человеку в окружающем его мире? Знакомы ли вам чувства мальчика?
  • • Как вы думаете, способствует ли тишина пробуждению души человека?

Открыты жнивья золотые,

И светлой кажутся мечтой

Простор небес, поля пустые

И день, прохладный и пустой.

 

Орел, с дозорного кургана

Взмахнувший в этой пустоте,

Как над равниной океана

Весь четко виден в высоте.

 

И на кургане одиноком,

Сдержав горячего коня,

Степь от заката до востока

В прозрачной дали вижу я.

 

Как низко, вольно и просторно

Степных отав раскинут круг!

И как легко фатой узорной

Плывут два облачка на юг.

« Содержание « Вернуться  Продолжить »




Комментариев пока нет!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!