Музыка слова.





Прочитайте и обсудите с детьми отрывки из повести К. Паустовского об И. Бунине:

Звуки и краски

Бунин говорил, что, начиная писать о чем бы то ни было, прежде всего он должен найти "звук". "Как скоро я его нашел, все остальное делается само собой".

Что это значит "найти звук" — это найти ритм прозы и найти основное ее звучание. Ибо проза обладает такой же внутренней мелодией, как стихи и музыка.

В области русского языка Бунин был мастером непревзойденным.

Из необъятного числа слов он безошибочно выбирал для каждого рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествованием и единственно для этого повествования необходимые.

Каждый рассказ и каждое стихотворение Бунина подобно магниту, который притягивает из самых разных мест все частицы, нужные для этого рассказа.

Если бы сейчас существовал сказочник, подобный Христиану Андерсену, то он, может быть, написал сказку о том, как слетаются к писателю, обладающему волшебным магнитом, всякие неожиданные вещи вплоть до солнечного луча в кустарнике, покрытом имеем, лохмотьев туч и сизых траурных риз, а писатель располагает их в своем особом, ему одному ведомом порядке, обрызгивает живой водой — и вот и мире уже живет новое произведение — поэма, стихи или повесть — и ничто не сможет убить его. Оно бессмертно, пока жив на земле человек...

Бунин одинаково остро и тонко видел все, что привелось ему увидеть в жизни. А видел он очень много, с юных лет заболев скитальчеством, непокоем, жаждой непременно увидеть все, до той поры невиданное.

Он признавался, что никогда не чувствовал себя так прекрасно, как в те минуты, когда ему предстояла большая дорога.

Есть некая крепкая связь между такими явлениями, как свет, запах, звук и цвет...

Читая Бунина, часто ловишь себя на ощущениях такого рода. Краска дает запах, свет дает краску, а звук восстанавливает ряд удивительно точных картин. Все это вместе рождает особое душевное состояние то сосредоточенности и печали, то легкости и жизни с ее теплыми ветрами, шумом деревьев, беспредельным гулом океана, милым смехом детей и женщин.





О своем чувстве красок, отношении к цвету и природе Бунин говорит в "Жизни Арсеньева":

"Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, — и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно Божественного смысла и значения земных и небесных красок. Подводя итоги тому, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов. Эту лиловую синеву, сквозящую в ветвях и листве, я и умирая вспомню..."

  • • Какие произведения писателя вы читали? Чувствовали ли вы когда-нибудь, читая произведения И. Бунина, что они звучат, что у них есть своя мелодия?
  • • Какая связь, по-вашему мнению, существует между звуком, цветом, светом и запахом?
  • • Чувствовали ли вы когда-нибудь, находясь на природе, эту таинственную связь? Согласны ли вы с мыслями И. Бунина, что все земные и небесные краски имеют истинно Божественный смысл? Подтвердите это примерами из прозы, поэзии, музыки, живописи.
  • • Как вы думаете, почему И. Бунин считал, что бесконечное богатство красок мира и умение насладиться ими — один из важнейших итогов жизни? Согласны ли вы с ним?
  • • Как вы понимаете слова: "заболеть скитальчеством"? Знакома ли вам эта болезнь?
  • • Какою была душа писателя? Напишите сказку о писателе, обладающем волшебным магнитом.
  • • Представьте, что у вас есть волшебный магнит. Напишите сказку, историю, стихотворение или рассказ с "его помощью".

Восход луны

О радость красок! Снова, снова

Лазурь сквозь яркий желтый сад

Горит так дивно и лилово,

Как будто ангелы глядят.

 

О радость радостей! не знаю,

Нет, верю, Господи, что ты

Вернешь к потерянному

Мои томленья и мечты!

Заключение:

Закончите занятия, посвященные творчеству И. Бунина, словами К. Паустовского о произведении писателя "Жизнь Арсеньева":

Принято думать, что "Жизнь Арсеньева" — автобиография. Бунин отрицал это. Для автобиографии "Жизнь Арсеньева" была написана слишком свободно.

Это не автобиография. Это слиток из всех земных горестей, очарований, размышлений и радостей. Это удивительный свод событий одной человеческой жизни, скитаний, стран, городов, морей; но среди этого многообразия земли на первом месте всегда наша Средняя Россия. "Зимой безграничное снежное море, летом — море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание..."

В этой удивительной книге поэзия и проза слились воедино, слились органически, создав новый замечательный жанр.

В этой книге нельзя уже отличить поэзию от прозы, и многие слова ее ложатся на сердце, как раскаленная печать.

Новизна "Жизни Арсеньева" еще и в том, что ни в одной из бунинских вещей не раскрыто с такой простотой то явление, которое мы, по скудости своего языка, называем "внутренним миром" человека. Как будто есть ясная граница между внутренним и внешним миром? Как будто внешний мир не являет собой одно целое с миром внутренним?

  • • Предложите детям прочитать "Жизнь Арсеньева" И. Бунина. Попросите их написать, что изменилось в них под воздействием этого произведения.
  • • Почувствовали ли вы, читая и обсуждая отрывки из произведения И. Бунина "Жизнь Арсеньева", что "поэзия и проза слились в нем воедино"? Подтвердите это примерами.
  • • Что вам ближе: поэзия или проза И. Бунина?
  • • Как вы думаете, И. Бунин больше поэт или писатель?
« Содержание « Вернуться  




Комментариев пока нет!
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Комментарий:
Сумма цифр: код подтверждения
Внимание! Все поля обязательны для заполнения.
Пожалуйста, внимательно проверяйте правильность заполнения, потому что при ошибке ввода каких-либо данных Ваша информация может не сохраниться!